Во время нашего интервью Элизабет Швайгер, как и полагается дизайнеру, одета во все черное. Выглядит при этом, с одной стороны, довольно небрежно, с другой — невероятно стильно. «Элегантная простота» — под этим девизом Laurèl существует уже больше сорока лет (год основания — 1978-й). Элизабет, которая работает с брендом с 1996 года, явно следует этому девизу.
— Элизабет, вы во главе Laurèl много лет. Это ведь непростая задача: два раза в год — хочешь или нет — выпускать новую коллекцию. Насколько это давит, что постоянно нужно что-то придумывать?
— Если говорить про меня, то я по натуре — человек творческий. Потому что я каждый день ищу в чем-то вдохновение. И я его получаю каждый день. Каждый день мне хочется чего-то нового. И наверное, если бы я этим не жила, на меня это действительно давило бы и было бы достаточно тяжело придумывать коллекции. Но если мне завтра скажут, что надо сделать 12 разных тем коллекций, 12 разных линий, я бы тоже это могла сделать. Потому что у меня постоянно тяга к творческому, к чему-то новому, тяга к общению с внешним миром. К тому же рядом со мной — команда моих дизайнеров, которые все разные. У меня есть два дизайнера, старшие помощники по дизайну, им 50 лет. А есть также молодые дизайнеры, которым по 25, по 27, по 28, и они несут свои идеи. Мы очень часто садимся и начинаем обсуждать. «О, я была на такой-то выставке, нашла там такую идею!» Или: «Я посмотрела фильм»… Это постоянный процесс, без которого я уже не представляю свою жизнь — без этой коммуникации, без постоянных идей, без придумок. И вместе с командой я внутри себя ощущаю вдохновение.
— Вы много путешествуете. Черпаете ли вдохновение в своих поездках?
— Наверное, именно путешествия и составляют основную часть моего вдохновения. Вот, например, я приехала в Москву, прошлась по улицам, зашла в концептуальный магазин, посетила какие-то торговые центры — и уже нашла там кое-что новое, что меня начинает вдохновлять. Просто увидеть новые места, увидеть другую страну — всегда для меня вдохновение.
— Последний раз вы были в Москве лет шесть назад, когда приезжали сюда со своей новой коллекцией. За эти годы мы сильно изменились?
— Да, очень сильно. Прежде всего я хотела бы отметить то, как меняется мода на улицах. Основное, что я отметила: люди поменялись в своей манере одеваться. Очень много сейчас модно и стильно одетых людей. Много людей, которые одеты удобно — те, которые предпочитают так называемый стиль спорт-шик. Еще я подсмотрела за теми женщинами, которые делали покупки. Это было очень интересно. Например, я обратила внимание на даму, которой было немного за шестьдесят, но она выбрала у Dries VanNoten очень интересный свитшот с вышивкой и асимметричным кроем. Я еще подумала: как можно такое надеть, наверное, это даже немного не по возрасту… Но я видела, что русские женщины достаточно открыты к моде, достаточно смелые. Я не знаю, купила ли та женщина в итоге свитшот. Но я поняла, что русские женщины готовы экспериментировать, готовы пробовать что-то новое и не боятся. Они не зажаты сейчас так, как еще несколько лет назад. Люди более демократичны, более открыты, более спортивны, более динамичны. Это основное.
— Ваша весенне-летняя коллекция очень яркая и жизнерадостная. Что из этой коллекции у вас в фаворитах и что, на ваш взгляд, must have?
— Наверное, самый хит — платье с разноцветными полосками, которое можно носить и отдельно как платье на пуговицах, и как летнее пальто — вместе с брюками. Брюки под него я предлагаю достаточно широкие. Это сейчас мое любимое сочетание — длинное платье и брюки. Если мы говорим про платье в полоску на пуговицах, то я считаю, что оно подходит для любых случаев. Вы можете и путешествовать в нем, и быть на отдыхе, и выйти куда-то на вечеринку в городе. Также мне очень нравится для специального выхода, именно для какого-то особенного случая, комплект лимонного цвета. В нем присутствует плиссированная юбка с неровным асимметричным краем — это сейчас настоящий тренд. А украсить эту юбку можно женственным верхом. Что-то с оборками или какими-то интересными элементами, придающими объем.
— Когда вы разрабатываете свои новые коллекции, как-то разделяете: вот эту вещь точно оценят россиянки, а эта придется по душе, например, итальянкам?
— Сегодня мир, наверное, стал практически одинаковым. Конечно, я думаю о своих клиентках, я знаю, для кого я делаю ту или иную свою коллекцию. Но большей частью сейчас эти коллекции делаются так, что они рассчитаны на женщину, которая универсальна. Потому что и в России, и в других странах стиль плюс-минус стал одинаковым. Да, раньше российские женщины любили, наверное, немножко более яркий стиль, более обращающий на себя внимание. Но сейчас все более спокойно, современно, все следят за тенденциями. Если мы говорим о тех или иных сферах работы женщин в разных странах мира, мы можем сказать, что сейчас даже в бизнесе женщины уже не должны строго придерживаться дресс-кода, никто не требует обязательного костюма в офисе. Поэтому если сегодня деловая женщина приходит на работу в широких брюках, интересной, но аккуратной, с хорошим стилевым решением женственной блузе, никто не спросит ее: а где ты оставила жакет? И, наверное, это касается и российских женщин. Я точно не знаю, но подозреваю, что это так.
Единственная вещь, которую я делаю только для российского рынка, это — красивая юбка-карандаш. Потому что, например, в Германии женщины предпочитают длинные, более спортивного кроя юбки, свободные, из хлопка — чтобы удобно было находиться в такой юбке целый день. Может быть, юбка-карандаш еще интересна для итальянского рынка и испанского, потому что там женщины тоже любят модели такого стиля. Но в основном я придумываю брюки разных фасонов, это сейчас тренд общемировой и европейский.
— Существует две точки зрения на гардероб. Одни советуют освобождать пространство от лишних вещей хотя бы раз в полгода. Другие им возражают: мол, не стоит торопиться, каждая вещь должна отлежаться, и вообще винтаж — это так трендово. Вы, как дизайнер, что советуете: освобождать место для новых вещей из свежих коллекций или хранить?
— Если смотреть на ситуацию глазами компании-производителя, то, конечно, лучше, если каждые шесть месяцев потребитель меняет гардероб. Но мое личное отношение к вещам очень бережное. Потому что я как дизайнер и человек, который работает в премиальном сегменте, считаю, что одежда — это вложение средств. И что если ты тратишь какую-то не самую маленькую сумму на вещь, то она должна тебе служить дольше, чем один сезон, ты должен получить возможность в будущем комбинировать ее в новых сочетаниях. Laurèl не делает ультрамодных коллекций, которые предназначены для одного сезона. Наши вещи живут как минимум два-три сезона. С гарантией в том числе по качеству. И по содержанию. Например, блейзер, который можно комбинировать в одном сезоне с укороченной юбкой-карандашом, а в следующем сезоне можно носить с длинным шифоновым платьем. И вы опять будете выглядеть по-модному. Сейчас это новый тренд — стилизовать вещи, уметь их комбинировать, миксовать между собой. Это настоящее искусство, постичь которое под силу каждой!