Какое лето без моря (озера, пруда, реки, бассейна, в конце концов)! И какое купание без специального костюма! Сексуальное бикини, стильные закрытые модели, оригинальные с баской, шортики и полностью глухие комплекты — в разных странах мира продается огромное количество купальников, которые мы воспринимаем как часть модной культуры современности. А тем временем нашим далеким предкам все это разнообразие показалось бы смешным и ненужным. Почему? Рассказываем!
На заре человеческой цивилизации понятия стыда не существовало — как не существовало и потребности скрывать от глаз наготу. С развитием общества огромную роль приобретали различные символичные табу, и вот уже обнаженная натура попала под строгий запрет демонстрации.
Водная часть
Отсюда и ведет свою историю купальный костюм, в котором не было функциональной нужды (плавать без обременяющих одежд гораздо приятнее, чем в костюме). Появление протокупальников обусловлено исключительно культурными требованиями. Первые «модели» создавались где-то в 1400 году до н. э., родиной их стала Древняя Греция. Археологи смогли точно определить дату рождения купальника благодаря многочисленным изображениям на вазах девушек в тряпицах вокруг бедер и груди. Мужчины появлялись в набедренных повязках, крой которых хорошо известен нам благодаря античным статуям. Культ здорового тела, зародившийся в Греции и приобретенный Римом, способствовал развитию купальной моды. Главным трендом являлось удобство и комфорт. Историки моды уверены: именно в Древнем Риме появились первые модели бикини. Средневековье отвергло купальник как наряд для водных процедур, как и сами водные процедуры. Наши богобоязненные предки были уверены: любое занятие, для которого необходимо обнажаться, — это путь к совершению греха, а значит, никаких фривольных лоскутков на теле женщины (да и мужчины тоже). Традиции Греции и Рима были погребены в веках, и только к началу XVIII века интерес к купальным костюмам стал возрождаться.
Эпоха борьбы
Любовь к увеселениям и флирту переборола благочестие — по всей Европе начали открываться первые курорты, куда выезжали все придворные. Находиться у воды и не иметь возможности окунуться оказалось сложнее, чем держать церковный пост. В срочном порядке создавались специальные одежды для купания, но эти наряды почти не отличались от повседневных платьев. Под ними находилось нижнее белье, корсет, обязательными были чулки и туфли (!). На некоторые модели нашивали жестяные вставки, чтобы подол не задирался водой. Впрочем, эти предосторожности были излишни: женщины и мужчины все равно плавали на разных берегах реки. Многие помнят кадры из фильма «Анжелика и король», где главная героиня в исполнении актрисы Мишель Мерсье бесстрашно снимает с себя верхние одеяния и отправляется в воду в корсете и панталонах. Вполне себе целомудренный, по современным меркам, наряд в действительности мог шокировать рафинированную придворную публику — как и тот факт, что Анжелика смело продемонстрировала пляжный костюм в присутствии мужчин. Последние, кстати, также не имели возможности лихо оголиться. Плавали в панталонах и рубашках с кружевами, а затем сушили одежки на деревьях. Парики во время купания не снимались.
Спустя век общество сжалилось над любителями водных процедур. У патриархального строя были проблемы поважнее, чем желающие оголиться товарищи, — буйным цветом цвел феминизм, в свете дарвиновских открытий слабел религиозный контроль, менялась социальная структура мира. Пока строгие традиционалисты пытались бороться с веком прогресса, модники потихоньку отвоевали себе право облачаться в нечто, отдаленно напоминающее купальный комбинезон начала XX века. Фурор произвела эксцентричная герцогиня Мари-Каролин де Бари, которая прилюдно вошла в воду (о ужас!) в лаковых полусапожках, черном платье и шляпе. Сложно представить, что такого было в поведении женщины, что во время купаний ее охранял аж целый отряд гвардейцев. Мужское трико было куда более удобным нарядом для водных процедур. Хлопчатобумажные костюмы с короткими шортами пользовались огромной популярностью. На пороге двадцатого столетия революция в мире купальников стала очевидной. Подвижки произошли благодаря возрожденным Олимпийским играм, в программу которых было включено плавание. Платья были вычеркнуты из гардероба, на смену им пришли скромные панталоны.
Новый заплыв
Сейчас мы точно знаем, кому нужно сказать спасибо за триумфальное возвращение купальника греко-римского образца. Героиней модных хроник стала австралийская швея-костюмер Аннет Келлерман. В 1907 году она соорудила сценический наряд на основе облегающих мужских комбинезонов-трико для представления «Ныряющая Венера». Мало сказать, что поступок мисс Келлерман шокировал публику — ее признали нарушительницей порядка в родной Австралии, США и некоторых странах Европы. Но начало «непристойностям» было положено, и главными «развратницами» оказались посетительницы Лазурного Берега. Впрочем, нормы морали все еще довлели над обществом — костюмы должны были соответствовать стандартам длины, которые проверяли специальные стражи закона.
К тридцатым годам в моду вернулся культ здорового тела. На пляжах мира стали появляться накачанные красавцы в плавательных шортах, мало чем отличающихся от современных. Дамы тоже щеголяли в более откровенных нарядах, но до бикини-бума было еще далеко. Дерзкий прорыв в купальной моде случился благодаря модельеру Луису Рирду. Название нового плавательного костюма мужчина позаимствовал у острова Бикини — в то время американские военные проводили там ядерные испытания. Дизайнер знал, что его творение произведет эффект, подобный взрыву, — и он не ошибся. Демонстрация новинки прошла пятого июля 1946 года в Париже. Из огромного количества девушек-манекенщиц согласилась надеть на себя «это» лишь одна — но ее имя мы помним до сих пор. На следующее утро после показа танцовщица из клуба Casino de Paris Мишель Барнардини проснулась знаменитой. Вслед за отчаянной дамой в непристойные бикини облачились и звезды мирового кинематографа. Мир хранит теплые воспоминания о главных красотках кадра в маленьких купальниках — на пляжных фото появлялись Софи Лорен и Элизабет Тейлор, Брижит Бардо и Мэрилин Монро.
Почуяв дух свободы, некоторые экспериментаторы пошли еще дальше, предлагая миру все более открытые, если не сказать шокирующие варианты плавательных нарядов. Некий Руди Гернрайх с гордостью продемонстрировал бикини без лифа, за что был оштрафован и помещен в тюрьму на два месяца. Эти санкции не остановили его: вслед за topless bikini Гернрайх предложил девушкам надевать «пубикини» — модели не только без «верха», но и без «низа» — эластичная ткань, по задумке дизайнера, должна была закрывать только бедра и ягодицы, оставляя все самые интимные части тела открытыми. Общество, даже находясь в угаре сексуальной революции, от этих вариаций отказалось.
Сейчас, кажется, мы видели все — красотки в миниатюрных лифах и трусиках-танга не скрывают прелестей фигуры. И чем проще мы смотрим на откровенные купальные костюмы, тем острее в fashion-индустрии проявляется ностальгия по пуританским временам. На подиумах вышагивают девушки, чьи плавательные наряды больше напоминают индийское сари или водолазное снаряжение. Мода совершает очередной виток вокруг своей оси — и кто знает, долго ли нам осталось наслаждаться отвоеванной свободой?