Маркетплейсы являются наиболее динамично развивающимся каналом продаж в интернет-сегменте торговли. Начать продавать свои товары или услуги на маркетплейсах значительно проще, чем делать «с нуля» и развивать собственный интернет-магазин. К числу очевидных плюсов открытия бизнеса на маркетплейсах относят: наличие готового и разрекламированного сайта с многомиллионной аудиторией, развитую платежную систему, отсутствие необходимости тратиться на рекламу и привлечение покупателей. При необходимости маркетплейсу можно препоручить хранение и доставку товара, что тоже привлекает начинающих предпринимателей.
Для того, чтобы начать собственный бизнес на маркетплейсах, необходимо следовать пошаговой инструкции
Первый шаг — выбор сегмента, то есть ниши, в которой вы хотите открыть бизнес. Это может быть что угодно — торговля сувенирами, мебелью, одеждой, продуктами питания и так далее. Далее определяется размер бюджета, исходя из которого мы можем подбирать ассортимент товаров, оплачивать продвижение на маркетплейсе. Кроме того, надо проанализировать, сколько бизнес зарабатывает на одной единице товара, включая все расходы, и определить, какие виды товаров являются прибыльными, какие — убыточными.
Следующий шаг — изучение маркетплейсов, через которые вы можете продавать свои товары или услуги. Отдельно следует провести анализ конкурентов, которые действуют в том же нишевом сегменте, и определить, в чем их позиции сильнее, чем у вас, что вы можете предложить то, чего у них нет.
Третий шаг — зарегистрировать свой бизнес официально, создав ООО, оформив статус индивидуального предпринимателя (ИП) или самозанятого. Для начинающего предпринимателя наиболее удобная форма взаимодействия с маркетплейсами — регистрация статуса ИП, поскольку самозанятость не дает права перепродажи товаров и имеет ограничения по доходности — не более 2,5 млн рублей в год.
Следующий шаг после легализации своего статуса — регистрация на самом маркетплейсе. Для этого потребуется заполнить анкету продавца, приложить к ней соответствующие документы, заключить договор с маркетплейсом, получить подтверждение от площадки, после чего выбрать схему своей работы. Выбрать схему не сложно: наиболее распространенные — FBO и FBS. При схеме FBO продавец передает все процессы от хранения товара до его доставки маркетплейсу. Во втором случае всем занимается продавец сам, а маркетплейс лишь предоставляет покупателей.
Пятый шаг: нужно наконец определиться с поставщиками или производителями товаров, подобрав наиболее выгодные не только в плане стоимости товара, но и в плане стоимости логистики, иных расходов, варианты. Не стоит забывать и о такой важной составляющей работы как дизайн, поскольку к каждому товару должна быть создана продающая инфографика. Отдельно следует озаботиться заполнением карточек товаров.
Определившись со схемой работы, вам остается лишь заполнить профиль и начать торговлю на маркетплейсе. Если вы хотите сразу обрести достаточное количество потенциальных покупателей, необходимо будет уделить внимание продвижению своего профиля, в том числе подключая соответствующие опции, которые есть на всех маркетплейсах. Понятно, что потребуются вложения, но, с другой стороны, а какой бизнес возможен полностью без вложений?
Когда появляются покупатели, встает вопрос и о выводе заработанных на маркетплейсе денег. Существует два пути вывода средств — через бизнес-карту и через личную карту, но в последнем случае могут взять комиссию.
Отметим, что, если у начинающего предпринимателя возникают проблемы с началом деятельности на маркетплейсе, всегда можно обратиться к компании, предоставляющей услуги помощи в открытии бизнеса и доверительного управления бизнесом. Как правило, такие компании за определенную плату готовы взять на себя все организационные моменты.