Высокий эмоциональный интеллект не означает, что человек иногда не испытывает тревогу или депрессию. На самом деле, он может быть более уязвим к приступам беспокойства, потому что лично воспринимает неприятные эмоции. Часто это нелегко, потому что эти способности могут вызвать временное беспокойство. Кроме того, эмоциональная настройка и самосознание позволяют человеку искренне привязываться в межличностных отношениях, но могут привести к депрессии, когда значимая привязанность разрывается. Переводим материал Psychologies Today, в котором объясняется связь между ЭИ и раздражительностью.
Эмоциональный интеллект движет прогресс
Человек с высоким эмоциональным интеллектом обычно спокойно переживает неприятные эмоции, которые способны вызвать у людей кратковременное, но сильное беспокойство. Например, предположим, что Салли напугана коллегой, обладающим развитыми навыками в области, в которой Салли чувствует себя недостаточно компетентной. На встрече коллега объявляет, что использовал свои навыки, чтобы найти общий язык с важным для компании клиентом. Салли чувствует нотку ревности к успеху коллеги и неуверенность в собственных силах. Тем не менее, поскольку Салли осознает свои эмоции, в том числе такие болезненные, как зависть и незащищенность, она способна продуктивно справляться с ними. Она решает обратиться к коллеге и попросить у него ресурсы, учебные пособия и личное мнение о том, как ей развить желанный опыт. Коллега польщен и готов помочь. Салли приступает к работе, она полна сил и мотивации. Осознание неприятных эмоций позволяет ей делать с ними что-то продуктивное.
В качестве альтернативы предположим, что у Салли низкий уровень эмоционального интеллекта. Она отстранена от болезненных эмоций, которые угрожают ее самооценке. Используя проекции, она подсознательно отгоняет любые эмоции, угрожающие ее эго. Вместо того чтобы осознавать свои чувства, Салли действует на них. Во время встречи она резко искажает информацию, обвиняя коллегу в недостаточной лояльности к команде. Вне встречи Салли тайно объединяет команду против невинного коллеги. Это не только несправедливо, но и разрушительно для команды и организации. По сути, проигрывают все, в том числе Салли, которая не растет профессионально.
Думайте о других, не забывая о себе
Очень важно быть настроенным на чувства других людей, но это также может вызвать кратковременное беспокойство. Возьмем, к примеру, Рона, человека с высоким эмоциональным интеллектом. Рон чувствует, что коллега зол. Почувствовав негатив, Рон сразу же забеспокоился. Рон задается вопросом, не сделал ли он что-нибудь, чтобы расстроить своего друга по работе. Человек с высоким эмоциональным интеллектом часто обладает высоким уровнем самосознания, поэтому он или она легко рефлексируют. Обдумывая возможные оплошности, ошибки или недопонимание, Рон думает о прошлых взаимодействиях. Этот самоанализ неудобен, но важен. Рон сразу понимает, что его коллега много работает сверхурочно, что, кажется, упускается из виду.
Сам Рон недавно вернулся из продолжительного отпуска. Хотя Рон понимает, что не сделал ничего плохого, он хочет, чтобы его коллега почувствовал себя лучше, поэтому он подходит к нему и говорит: «Я заметил, что вы действительно много работаете и делаете все возможное для команды. Я просто хочу, чтобы вы знали, что я ценю вашу трудовую этику и восхищаюсь ею». Коллега удивлен, но с готовностью принимает поддержку Рона. Он признается Рону и говорит, что сейчас разводится. Поскольку Рон настроен на свои чувства, он чувствует эмоциональную боль коллеги и проявляет сочувствие. "Я сочувствую вам, это действительно нерпостой период. Вы, должно быть, сильно переживаете. Как я могу вам помочь?' Способность Рона настраиваться на эмоциональное состояние другого человека, наряду с его способностью смотреть на себя, помогли ему понять, как исправить напряженную ситуацию и помочь другу по работе. Обе стороны продвигаются вперед, чувствуя большее доверие и поддержку друг друга, что может привести к более успешной и продуктивной рабочей среде.
Результат того стоит
Самосознание также является важной способностью человека с высоким эмоциональным интеллектом. Хотя склонность к самоанализу иногда доставляет дискомфорт и может вызывать беспокойство, результат того стоит. Например, предположим, что Лиза связалась с человеком, не принадлежащим к ее организации, и пригласила его поработать на нее. Позже в тот же день с Лизой связывается начальник этого человека, который очень расстроен из-за того, что Лиза попыталась переманить своего сотрудника. Он чувствует, что его не уважают, и заявляет о своем убеждении, что Лиза повела себя непрофессионально. Вместо того чтобы защищаться и уклоняться от обвинений или играть жертву, чтобы вызвать сочувствие и избежать ответственности, Лиза чувствует себя ужасно. Она понимает, что чувствует этот человек. Возможно, она чувствовала бы то же самое, если бы роли поменялись местами, поэтому Лиза признает свою ошибку в суждении и приносит извинения. Она берет на себя полную ответственность за поступок. Однако совесть, сильное раскаяние и способность признать свою ошибку дают Лизе шанс расти, развиваться и избегать аналогичной ошибки в будущем. Личностный рост рождается как из самосознания, так и из понимания проблемы.
Многие атрибуты человека с высоким эмоциональным интеллектом также способствуют установлению глубоких и значимых отношений. Близость обычно достигается за счет понимания эмоций другого человека. Самосознание дает человеку возможность нести ответственность и искренне признавать ошибку в отношениях. Это означает, что он или она обычно не совершают одну и ту же болезненную ошибку дважды.
Способность настраиваться на состояния чувств другого человека позволяет человеку быть сознательным, внимательным, вдумчивым и добрым. Создается глубокая и тесная связь с близкими. Человек с высоким эмоциональным интеллектом искренне привязан к другим близким. Тем не менее, если привязанность травматически обрывается, человек терпит глубокую и изнурительную утрату. Подобно дубу, у которого оторван корень, утрата мучительна.
С другой стороны, человеку с низким уровнем эмоционального интеллекта легко разорвать отношения внезапно. Поскольку он или она может быть менее эмпатичным, минимально самосознательным и отстраненным от эмоций, которые угрожают его или ее самооценке, он или она может быть менее привязанным. Неглубокий стиль привязанности позволяет человеку быстро и без внутренних потрясений потянуть за ковер или отказаться от партнера ради другого партнера. Таким образом, может быть важно проявлять избирательность и инвестировать в партнера с высоким эмоциональным интеллектом.