Значительную часть дня мы проводим в виртуальном мире: заказ продуктов, одежды или услуг. Если соблюдать безопасность на улице нас учат с детства, то о правилах поведения в интернете мы узнаем на собственных ошибках. Где же искать справедливость, если вас обманули при покупке в интернете?
СОБЕРИТЕ ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ
Распространенная ситуация: вы перевели полную оплату за товар, но посылка к вам так и не приходит. Или приходит, но с другим товаром или в ужасном состоянии. Первым делом необходимо написать производителю. Если в ответ тишина — значит, вас скорее всего обманули.
Первым делом соберите всю имеющуюся информацию. Чем больше фактов, тем больше вероятность, что правоохранительные органы смогут вернуть деньги. В идеале у вас должны быть: история переписки, выписка из банка с переводом, чеки, реквизиты счета, куда перевелась сумма, сайт или страничка в соц. сетях. Чтобы уточнить информацию о продавце, нужно знать ИНН — по нему в налоговой выпишут справку с юридическим адресом компании и другими данными.
ОБРАТИТЕСЬ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Кража денег — уголовное преступление, и им должна заниматься полиция. Первым делом сообщите в местный отдел полиции. Чтобы ускорить процесс, обратитесь сразу в управление «К» МВД, которое занимается преступлениями в киберсфере. Также не лишним будет оставить жалобу в Роспотребнадзоре. Чем больше жалоб будет на организацию, тем быстрее реагируют органы правопорядка.
НАПИШИТЕ ЗАЯВЛЕНИЕ НА ВОЗВРАТ
Параллельно обратитесь в банк, который обслуживает вашу карту, и составьте заявление на возврат. Оно будет не лишним, но есть один важный момент: банки не всегда соглашаются отменить транзакцию. Если вы сами оплачивали покупку, то такой платеж будет считаться «добровольным». Банк не имеет права вмешиваться в договорные отношения клиентов. В этом случае, просите письменный отказ с указанием причин.
ПОКУПКИ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ
Если вас обманули при покупке на сервисах объявлений вроде «Авито» или Wildberries, обратитесь к администрации ресурса, чтобы недобросовестного продавца заблокировали, и только потом — в полицию или прокуратуру. Ведите диалоги с продавцами только во внутренних мессенджерах принадлежащих сервису. Так служба поддержки сможет вам помочь.
Будьте осторожны на форумах и в приложениях для знакомств. Чаще всего именно там мошенники втираются в доверие, собирают информацию, чтобы потом перехватить у вас контроль над цифровой жизнью, а затем — и реальной.