Для режиссера сериала Сергея Крутина «Зеленый фургон» стал чем-то вроде семейного дела. Так получилось, что отец Сергея, оператор Виктор Крутин, был постановщиком на съемках старого «Зеленого фургона».
«Мне тогда было семь-восемь лет, я тоже присутствовал на съемках. И для меня это почти семейное кино, память об отце, воспоминание о детстве и об Одессе», — говорит Сергей. Недавно ушедшая из жизни актриса Екатерина Дурова тоже неразрывно связана с известным советским фильмом. Она сыграла в картине роль воровки Катьки Жарь, и вот спустя 36 лет Дурова снова на экране в этом же образе. Конечно, в жизни воровки произошли большие изменения, как и в жизни главного героя Владимира Патрикеева. В двадцатых годах он был романтичным юношей, увлеченным методами Шерлока Холмса и мечтавшим о карьере сыщика. По сюжету старого «Зеленого фургона» Патрикеев стал оперативным работником одесской милиции и, начав с наивной борьбы с местными самогонщиками, в итоге бросил дерзкий вызов авторитетному бандиту Червню, который держал в страхе весь город.
Спустя двадцать лет (действие нового фильма происходит в послевоенной Одессе) Володя Патрикеев — совсем другой человек. Он прошел тюрьму и штрафбат, служил в разведроте и уже в мирной жизни возвращается к расследованию преступлений. Для создателей сериала было очень важно видеть в роли взрослого Патрикеева именно Дмитрия Харатьяна, который играл Володю в первой части. И актер не заставил себя долго уговаривать.
«По-настоящему знаковых проектов в моей фильмографии не так много: „Гардемарины“, „Розыгрыш“, „На Дерибасовской…“, „Зеленый фургон“… Хотя „Зеленый фургон“ у меня на отдельном счету, я очень люблю эту работу, — говорит Дмитрий. — И сейчас я крайне избирательно отношусь к ролям, снимаюсь редко, поэтому для меня очень важен именно этот проект. Я рад, что решили делать не ремейк, а полноценную вторую часть. Спустя двадцать лет все в той же Одессе повзрослевший Володя Патрикеев продолжает бороться с преступностью».
В продолжении «Зеленого фургона» у героя Харатьяна появился молодой напарник, так же, как и Патрикеев, одержимый сыскной романтикой. «Альтер-эго Патрикеева в новом фильме — герой Семена Трескунова, — говорит продюсер Сергей Сендык. — Я давно его знаю, сомнений в выборе актера на эту роль у нас не было. Его герой, сержант Серёгин, своей романтичностью и наивностью мышления напоминает того юного Володю Патрикеева, так же мечтавшего о карьере Шерлока Холмса. И, конечно же, я рад, что Екатерина Олькина сыграла у нас главную женскую роль — обворожительную молодую испанку Эммануэль».
Выбор мест съемок — важная часть любого ретро-проекта. Режиссер Сергей Крутин выбирал натуру три месяца и исколесил немалую часть юга России. В итоге знаковые одесские планы снимались в самой Одессе. На азовском побережье был воссоздан одесский пляж, набережная, колоннада и тир, а другой черноморский колорит нашли в Ростове и Таганроге. Кстати, Таганрог, как и Ростов, оказались прекрасными местами для съемок подобного рода проектов. В городах сохранилось много старых домов, а архитектура чем-то напоминает некоторые одесские улочки. Конечно, декораторам пришлось немало потрудиться. Они прятали современные коммуникации, «загримировали» под сороковые годы ростовский парк Первого мая, нашли у коллекционеров старое оружие и даже привезли из Москвы ретроавтомобили.
В старом «Зеленом фургоне» большое значение было уделено музыке. Песни авторства Максима Дунаевского имели большой успех, а Харатьян открылся публике еще и как запоминающийся вокалист. Примечательно, что для современной версии сериала саундтрек написал все тот же Максим Дунаевский, а на титрах звучит песня «Родом мы из Одессы» в исполнении Дмитрия Харатьяна.
Тем не менее многочисленные связи двух проектов вряд ли делают старый и новый «Зеленый фургон» одним целым. Это продукты разных эпох и разных подходов к кино, что особенно видно, когда в новом сериале появляются короткие флешбэки из старого фильма. Конечно, современная сериальная индустрия — это совсем другие технологии, однако поточное производство в сочетании с определенным отношением к воссозданию разных эпох наполняют такие проекты весьма узнаваемыми штампами. Кажется, что у разных режиссеров уже выработались четкие и очень похожие взгляды на то, как должна выглядеть жизнь в послевоенное время, и почему-то создается впечатление, будто эти взгляды мало соответствуют истинному положению дел. В старом «Зеленом фургоне» к бутафории относились попроще, но динамике и драматизму многих сцен проекта более чем тридцатилетней давности до сих пор может позавидовать любой ретро-сериал.