В Акмолинском лагере содержалось более восьми тысяч женщин. Там отбывали сроки сестра маршала Тухачевского, жены писателей Бориса Пильняка и Аркадия Гайдара, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой и многие другие. А вина этих женщин заключалась лишь в одном: их считали ЧСИР — членами семей изменников родины.
«Каждый лагерь был по-своему суров, — рассказала Дарья Екамасова, которая сыграла заключенную Ольгу Павлову. — А это была тюрьма, где собрали женщин абсолютно разных профессий, жизненного статуса. Их судьбы оборвались в тот момент, как только они попали туда, в это страшное место. Я прочитала сценарий и поняла: такое я еще не играла. Мне интересно было рассказать, что там творилось. Эта тема не особо у нас затронута. И место не особо знаменитое среди прочих лагерей».
Съемки фильма проходили в Крыму, в специально отстроенных декорациях, максимально достоверно имитирующих лагерь. Но сам печально известный лагерь находился в Казахстане.
«Узницам приходилось выживать в нечеловеческих условиях: раскаленная степь, несметное множество насекомых, тяжелый труд, — говорит Екатерина Гусева, сыгравшая роль выдающейся оперной певицы Софии Тер-Ашатуровой. — Многие из этих женщин — жены культурных деятелей, высокопоставленных военных — не были приспособлены к такой жизни, до лагеря они не знали, что такое физический труд, голод, побои. Это все очень страшно, и об этом нельзя забывать. Но наш фильм, как ни странно, не об ужасающей лагерной жизни, а о любви. Прежде всего любви к ближнему, о милосердии, дружбе, о том, что человеческие качества выкристаллизовываются в адских условиях. Качества, которые в сытой жизни, где много удовольствий и искушений, спят и редко проявляются».
Об «А. Л. Ж. И. Р. е» немало написано в мемуарах заключенных Гинзбург, Адамовой-Слиозберг, Керсновской, Анцис, однако сценарий написан полностью оригинальный.
«Этот проект о том, как одни люди истребляют других, при этом в рамках одной страны, — поделился своими ощущениями о картине Кирилл Плетнев. — О том, как люди начинают кардинально меняться и как меняет их страх. Страхом пропитан весь сценарий, именно этим он меня и зацепил».