Как выясняется, у главных героинь сериала «Шифр» Екатерины, Софьи, Ирины и Анны есть близкие британские «родственницы». Их зовут Сьюзен, Милли, Люси и Джин, и вокруг них вертится весь сюжет британского сериала «Код убийства», адаптацией которого и стал наш «Шифр». Действие и британского и российского сериалов разворачивается в пятидесятых годах, главные героини — бывшие сотрудницы разведки, которые после войны пытаются вести мирную жизнь, но незаурядные таланты не позволяют им пройти мимо разных криминальных историй. Но на этом сходство двух проектов заканчивается, и после российской адаптации «Шифр» похож на «Код убийства», примерно как Москва на Лондон. Тоже город, но есть свои особенности.
Важной частью подготовки проекта «Шифр» стало проведение непривычно длительного и серьезного подготовительного периода. Его еще называют «застольным», когда режиссер и исполнительницы четырех главных ролей знакомились, общались, читали сценарий и прорабатывали характеры и взаимоотношения еще до начала съемок. В ходе этой подготовки Марине Спивак, например, пришлось заново учиться писать. Оказалось, что актриса — левша, но в Советском Союзе, как известно, левшей не было, тем более среди учителей. Так что ей пришлось срочно переучиваться.
«Нам надо было постараться найти образы именно советских разведчиц, а не современных девушек. Вера Михайловна (режиссер сериала Вера Сторожева. — Ред.) все время осаживала меня: не торопись, не говори быстро, почувствуй другой ритм. Найди в себе женственность. И, конечно, научись писать правой рукой! Пришлось в срочном порядке переучиваться, потому что, по сценарию, моя Ирина — аналитик-математик и отвечает за построение всяких схем и постоянно что-то пишет или рисует. Было сложно и интересно», — рассказала актриса.
Также создатели фильма уделили огромное внимание атмосфере пятидесятых. Съемочные локации, реквизит, костюмы и, конечно, макияж и прически — серьезное внимание уделялось каждой мелочи. Гримеры и реквизиторы тщательно изучали информационные материалы той эпохи, чтобы воссоздать нужную атмосферу. А режиссер Вера Сторожева и вовсе погрузилась с головой в проект.
«Это моя первая ретро-история. Я готовилась к съемкам этого фильма год и даже не бралась ни за какую другую работу. В этом проекте мы полностью погружаемся в ту эпоху, даже учитываем пластику героинь: актрисы в рамках роли даже двигаться стали иначе. Ведь раньше так не общались, люди не были настолько эмоциональными и импульсивными. Конечно, все зависит от характера, но в основной своей массе они были именно такими. Реквизит также почти весь настоящий, его доставали с большим трудом. Например, вещи для наших героев привезли из Праги — там отличные костюмерные на местной киностудии. Но все привезти невозможно, поэтому что-то пришлось и шить. Валенки вообще валяли! Например, у наших актрис они на каблуках. Мы старались уделить внимание даже таким мелочам», — рассказала Вера Сторожева.
В то же время было неправильно назвать «Шифр» женским сериалом. В картине есть и яркие мужские образы, главный из которых воплотил на экране Сергей Пускепалис. Он сыграл офицера уголовного розыска, который, с одной стороны, совершенно не рад женскому вмешательству в ход расследования, но с другой — понимает, что без бывших разведчиц ему не обойтись. «Для меня стало огромным удовольствием участие в таком сериале. Это история о настоящих „Людях Икс“ — невероятных женщинах, которые распутывают сложные дела и разгадывают тайны больших злодеев», — говорит актер.
Злодеи в сериале получились тоже весьма харизматичные. Так, одного из них, предателя, который сотрудничал с фашистами и который теперь готов убить всех, кто знает о его прошлом, сыграл Виктор Добронравов. По сюжету он пишет стихи и уже после войны вращается среди писателей. Эта богемная линия сюжета тоже воссоздана с массой исторических и бытовых деталей, которые выглядят в кадре очень достоверно.
Подобная достоверность стала результатом привлечения к съемкам самых разных экспертов. На площадке присутствовали опытные консультанты, готовые оказать помощь в съемках каждого эпизода. Важная часть сюжета сериала связана с шифровкой и передачей секретных данных. Поэтому на съемках был специалист в этой области. А линии расследования преступлений консультировали ни много ни мало генерал-майор Московского уголовного розыска и целая компания криминалистов.