Встреча будущих «родителей» мультфильма произошла в коридоре «Союзмультфильма», который и считают местом рождения «Ну, погоди!». Там в 1968 году столкнулись режиссер-мультипликатор Вячеслав Котеночкин и молодые создатели Волка и Зайца — Феликс Камов, Александр Курляндский и Аркадий Хайт. До этого они уже рассказывали о своей идее многим режиссерам, но те кивали куда-то в небо и говорили, что такой мультфильм «там» точно не пропустят. И лишь Котеночкин задумчиво произнес: «В этом что-то есть…»
Но даже он не предполагал, что «Ну, погоди!» превратится в популярный сериал. Ему всего лишь предложили снять десятиминутный мультик на тему «нельзя обижать маленьких», где Волк охотится за Зайцем. Но дальше история уже стала жить самостоятельно, а авторам только приходилось успевать фиксировать новые приключения Волка и Зайца.
Но, конечно, не все было так уж радужно. Поначалу мультипликаторам долго не удавался образ Волка. Какой-то он выходил однообразный и безликий, не было в нем харизмы и хулиганского шарма. Вячеслав Котеночкин и Светозар Русаков, художник-постановщик мультфильма, пересмотрели тысячи эскизов, пока нашли то, что искали. Для этого им пришлось изрядно покопаться в своей памяти. Русаков вспомнил случайную встречу, которая произошла зимой 1941 года в эвакуации. «В самый мороз я пошел в кино, — вспоминал он. — Дело было в Новосибирске, в тылу. Очередь — громадная, не протолкнуться. И в это время разбитной местный хам влез без очереди, всех растолкав. Я следом. Взял его за воротник и говорю: „Джентльмен, куда вы лезете?“ — „Это я джентльмен? Ты как посмел меня так обозвать?“ Вот этот „джентльмен“, с которым я только по чистой случайности не подрался, и засел во мне настолько, что через десятилетия всплыл как некий символ хулигана».
А Котеночкин встретил «своего» Волка прямо на улице. «В переулке я увидел парня, прислонившегося к стене дома, — вспоминал мультипликатор. — У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен быть Волк». И тоже «записал» его в памяти. Авторы «сложили» свои впечатления — и получился Волк. Которого, правда, еще нужно было озвучить…
С этим тоже возникло немало сложностей. Сначала было решено, что озвучивать Волка будет Владимир Высоцкий. Тот, услышав предложение мультипликаторов, буквально загорелся этой идеей. Но этим планам не было суждено претвориться в жизнь: кандидатуру Высоцкого, который был тогда под негласным запретом, не утвердили «наверху». «Слишком одиозная фигура» — так отреагировал художественный совет. Но «привет от Высоцкого» в мультфильме остался — в первой серии, когда Волк забирается по веревке на балкон и насвистывает мелодию «Песни о друге» из фильма «Вертикаль».
И лишь после этого создатели мультфильма обратили внимание на Анатолия Папанова. И это оказалось стопроцентным попаданием. Неудивительно, что Анатолия Дмитриевича даже стали называть «заслуженным волком СССР». А сам он считал, что «Ну, погоди!» его лучшая работа.
Зато на роль Зайца претендентов не было. «Папанов — Волк, а зайчиком будет только моя голубоглазая Кларочка, даже пробовать ничего не буду», — сразу же объявил Вячеслав Котеночкин. К слову, Клара Румянова за свою жизнь озвучила немыслимое количество мультяшных персонажей — от Чебурашки до Малыша, который дружил с Карлсоном. Всего в ее копилке около 300 голосов.
Несмотря на то что у цензоров к «Ну, погоди!» претензий почти не было, политика временами так или иначе касалась даже такого аполитичного мультфильма. Так, в середине 70 х один из создателей мультфильма — литератор и кинематографист Феликс Камов (настоящее имя Феликс Кандель) — решил эмигрировать в Израиль. Однако, как только он подал заявление на выезд из СССР, его имя тут же вычеркнули везде и всюду. Не оказалось его и в титрах «Ну, погоди!», хотя именно он стоял у истоков мультфильма и написал сценарии к первым семи сериям. Кстати, разрешения на выезд ему тоже не дали. В итоге Феликс Соломонович попал в замкнутый круг: работы не было, но и отпускать в Израиль не хотели. Камов десятки раз писал заявления на выезд, трижды объявлял голодовку, отсидел за участие в демонстрации и лишь спустя годы наконец-то добился своего и уехал. В Израиле он выпустил несколько книг об истории своего народа, которые сегодня используются как учебники.
А мультфильм «Ну, погоди!» продолжал сниматься уже без участия своего «родителя». Точка в истории мультфильма была поставлена в августе 1987 года, когда скончался Папанов. Все понимали: «Ну, погоди!» без его голоса — это уже совсем другой мультфильм. В 1994 году вышла восемнадцатая серия, в которой мы все-таки слышим все того же Папанова. На студии сохранились записи его голоса из прошлых эпизодов, их и смонтировали для озвучки. Еще две серии вышли в 2005 и 2006 годах. Режиссером был сын Вячеслава Котеночкина, Алексей. Волка озвучил пародист Игорь Христенко, а Зайца вместо Клары Румяновой — Ольга Зверева. Но почти все признавали, что новые выпуски — лишь слабое подобие прошлых, еще советских серий. Поэтому история тихо и незаметно завершилась.
Несколько лет назад мультфильм «Ну, погоди!» мог почти пропасть с телеэкранов — из-за того что его чуть не поместили в категорию «18+» с правом трансляции только поздно вечером. Ведь Волк в нем курит и выпивает. Но, как это ни удивительно, главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко в одном из интервью сказал, что отрицательные герои могут так себя вести. Кстати, мультфильм все же запретили, но не у нас, а в Финляндии. Финские власти посчитали крайне жестоким… зайца.