Мария начала сниматься с раннего детства и уже в четыре года вместе с родителями сыграла в «Печках-лавочках». Но когда после школы пришло время выбирать вуз, ее мама, Лидия Федосеева-Шукшина, сказала как отрезала: «Учись где угодно, только не на артистку». Девушка послушная, Маша не стала спорить и, подумав, решила идти в иняз. На дворе стояли восьмидесятые — то есть «железный занавес» и полная изоляция. И поездки за границу были доступны ограниченному кругу людей, среди которых были в том числе переводчики.
После института Марию Шукшину распределили в брокерскую компанию, где она чувствовала себя довольно органично. Но гены не обманешь: в итоге она все равно стала актрисой, пусть и без профильного образования. Но ничуть не жалеет: у нее отличная память, а еще — полное отсутствие театральных штампов. Да и некоторые роли достались ей в том числе из-за отличного знания английского языка. Например, в картине «Американская дочь» Карена Шахназарова. Собственно, этот фильм и стал ее первой серьезной работой, дав путевку в большое кино. Сегодня в фильмографии Шукшиной — около полусотни картин, и это роли, за которые ей не стыдно.
В работе Шукшина — настоящий перфекционист. С одной стороны, это пугает всех, кто сталкивается с ней в процессе съемок. С другой — коллеги точно знают, что в отличном результате можно не сомневаться. Так, во время съемок «Серебряного бора» Мария, чтобы на экране не было фальши, серьезно подошла к выбору костюмов. И для этого обратилась за помощью к своей маме, Лидии Федосеевой-Шукшиной. «В 80-е она была невероятной модницей. Купить платье от европейского модельера в СССР было невозможно, но актеры часто выезжали за границу, на фестивали, им выдавали 'чеки», по которым отоваривались в магазине «Березка», — рассказывает Мария. — Каждый раз, когда я оказывалась в «Березке» вместе с мамой, я открывала от восхищения рот и мечтала, что когда-нибудь смогу себе такое позволить!.. Мама крайне бережлива и те наряды не выбросила до сих пор. Вот так мы и решили вопрос с костюмами.
Счастливая девятка
Несмотря на большую востребованность в профессии, самой главной заслугой своей жизни она считает своих детей. Их у нее четверо.
Нумерологи уверяют, что девятка — магическое число, символ постоянства и успеха. Так вот, в жизни Марии это число проходит яркой нитью: каждые девять лет у нее появлялся на свет ребенок. Сначала — старшая Анна (ей — 28), потом — Макар, следом — близнецы Фома и Фока. А еще через десять лет — внук Славик, которому в ноябре исполнилось три года. Причем сама Мария нисколько не переживает из-за статуса бабушки. «Я ведь уже и теща, и свекровь. На мой взгляд, замечательная», — говорит она.
Все дети, как признается Мария, очень разные. Даже близняшки отличаются друг от друга. И каждый уже выбрал себе занятие по душе. Анна перед уходом в декретный отпуск окончила продюсерский факультет ВГИКа. Макар собирается стать юристом. А близнецы пока учатся в школе, но тоже знают, кем будут: Фока готовится в архитекторы, а Фома выбрал себе должность президента.
А вот с личной жизнью все складывалось сложнее, поэтому и дети рождены от разных мужчин. Сама Маша считает: скорее, это из-за того, что она — личность самодостаточная. Поэтому не понимает, зачем стоит жить с человеком, который не устраивает ее на сто процентов.
Ее первый брак с Артемом Трегубенко, в котором родилась старшая Анна, был примером классического студенческого союза: встретились, влюбились, моментально поженились, так же быстро стали молодыми родителями, а потом так же стремительно охладели друг к другу.
Второй муж, который стал отцом сына Макара, был другом первого. Он даже выступал в качестве свидетеля со стороны жениха на свадьбе Маши и Артема. Но встретились они много лет спустя, когда уже оба были в разводе. Случайно столкнулись в парке, где гуляли с детьми. Начали созваниваться, потом — встречаться время от времени. Потом — поженились. Увы, и этот брак продержался совсем недолго.
С отцом своих младших детей — бизнесменом Борисом Вишняковым — Мария жила в гражданском браке. Но именно этот ее союз в свое время стал объектом пристального внимания прессы. После расставания родители Фомы и Фоки начали затяжную войну за мальчиков. Сама Мария тогда не комментировала ситуацию, а вот Борис раздавал интервью налево и направо, выставляя мать своих детей в совсем уж неприглядном свете.
А не так давно разразился еще один скандал с детьми Марии. В передаче Андрея Малахова появилась беременная подруга Макара, старшего сына Шукшиной. Девушка обвинила Макара в избиении и в том, что он хранит запрещенные препараты. Сама Мария, которая поначалу привычно игнорировала шумиху, в какой-то момент не сдержалась и прокомментировала ситуацию у себя в микроблоге: «Я в шоке от происходящего. Но сейчас идет проверка в полиции. Как только станут известны результаты, сразу сообщу. До оглашения результатов это все считается домыслами (мягко говоря)».