Жизнь певца Валерия Ободзинского — любовь, слава, забвение, алкоголь, одиночество — готовый сценария для кинофильма. Чем и воспользовались создатели сериала «Эти глаза напротив».
Сериал посвящен истории жизни Валерия Ободзинского, одного из самых ярких представителей советской эстрады и человека удивительной судьбы. Простой парень из Одессы становится в СССР настоящей суперзвездой. Ободзинский не похож на всех: он не шагает в общем строю и не поет гимнов комсомолу. Кажется, что его фантастический тенор создан чтобы воспевать женщину. Но со временем бескомпромиссность и непохожесть закрывают ему путь на сцену. И однажды певец просто исчезает. Дальше в его жизни было забвение, бедность, алкоголь, одиночество. Но когда певцу показалось, что его звезда уже закатилась, он встретил одну из своих преданных поклонниц — Анну Есенину, ставшую его гражданской женой и ангелом-хранителем. В то время Ободзинский работал сторожем на галстучной фабрике, но Анна уговорила его вернуться на сцену.
«В жизни Валерия Ободзинского происходило много всего: драма соседствовала с комедией, комедия ― с трагедией, — объясняет режиссер Сергей Комаров. — От юношеской легкости и бесшабашности он прошел путь до состояния замкнутости и тотального одиночества. Мы постарались пройти эту дорогу вместе с героем ― вместе с ним улыбаться, вместе с ним горевать. Герой менялся, а с ним — и интонация нашего фильма. Для меня это не только биография звезды, но и история о человеческой дерзости, о достижениях и падениях. Как, почему человек из Одессы вдруг посчитал себя в каком-то смысле лучше, интереснее других? Поехал в столицу, проявил себя, добился популярности…»
Роль Валерия Ободзинского сыграл актер Алексей Барабаш. Его жену — Евгения Брик, а преданную поклонницу, подарившую забытому кумиру миллионов второй шанс, — Мириам Сехон. «Алексей Барабаш не очень похож на Ободзинского, зато мужской харизмы у него хоть отбавляй», — рассказывает режиссер фильма Сергей Комаров.
Картина охватывает 40 лет жизни певца ― с 1950-х по 1990-е годы, поэтому в разные эпохи главных героев играют разновозрастные актеры: в юности ― Вячеслав Чепурченко (Ободзинский), Любовь Аксенова (Неля) и Олег Ребров (Зарубин), а в молодости и зрелости ― Алексей Барабаш, Евгения Брик и Кирилл Сафонов, соответственно. Поскольку их героям пришлось прожить на экране не одно десятилетие, на съемках не обошлось без использования возрастного грима. Специальные пластические накладки гримеры делали на лицах Евгении Брик и Алексея Барабаша.
«Роль Валерия Владимировича далась мне непросто — и физически, и эмоционально, — говорит Алексей Барабаш. — Я нашел много параллелей в наших жизнях, мне даже неловко об этом говорить — это очень личное. Налаживая нашу астральную связь, я слушал его чудесные песни. Бесспорно, талантливому человеку судьба „подкинула“ шанс испортить свою жизнь — и именно этим „шансом“ Ободзинский воспользовался, и в этом его трагедия. Но музыкант прожил именно такую жизнь, какую прожил. У него не получилось быть более уступчивым, лояльным — и в результате он принес в жертву самого себя и свой талант».
Дочери певца Анжела и Валерия Ободзинские и Анна Есенина, его последняя спутница жизни, предоставили для съемок фильма все свои архивы — записные книжки, блокноты, фотографии и письма. Работа над картиной продолжалась более трех месяцев в Москве и Подмосковье. Также съемочная группа побывала в экспедиции в Крыму, где снимали стадионы и концертные залы советских времен. В фильме прозвучали самые известные шлягеры Ободзинского: «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Золото манит нас», «Луна». Кроме того, в картине присутствует много атмосферной музыки, отражающей разные эпохи.
Мириам Сехон снималась в собственном винтажном платье и украшениях. Ольга Хохлова принесла на съемки несколько галстуков своего отца и мамин шелковый шарф. Евгения Брик также принесла несколько блузок из бабушкиного гардероба. «Эта история — из эпохи молодости моих бабушек и дедушек, о которой я слышала столько интересных рассказов, — говорит актриса. — Фотографии, которые я разглядывала все детство, вещи из бабушкиного шкафа — на этой площадке все это как будто ожило. И я окунулась во времена их молодости».
«Мы бросили клич по всем костюмерам, которые собирают старинные платья, ходили по блошиным рынкам и специальным ретро-магазинам, сами стилизовали вещи и ткани, — рассказывает костюмер Евгения Макеева. — А один желтый брючный костюм сшили по образцу костюма героини Натальи Крачковской из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Для режиссера Сергея Комарова — этот фильм четвертый совместный проект с его сыном — оператором Сергеем Комаровым. Чтобы не путаться, вся группа шутливо называла младшего Комарова Сергеем Сергеевичем. Комаров-младший закончил продюсерский факультет ВГИКа и учился операторскому искусству в Лос-Анджелесе.