Воссоздать Дом моды помог Вячеслав Зайцев
Чтобы передать атмосферу Дома моды на Кузнецком Мосту (там происходит действие картины) максимально достоверно, создатели обратились за помощью к Вячеславу Зайцеву, проработавшему в этих стена× 14 лет — с 1965-го по 1979 год — руководителем экспериментально-технического цеха. «Вячеслав Михайлович очень заинтересовался нашей историей и охотно взялся нам помочь. Он даже подарил нам из своих запасников несколько отрезов уникальных ивановских тканей того времени, за что ему большое спасибо. Мы сшили из этой раритетной ткани платья для наших манекенщиц», — рассказывает продюсер сериала Андрей Феофанов.
Анна Михайловская дождалась своей роли
Исполнительницу главной роли выбрали не сразу. По словам режиссера Елены Николаевой, непросто было найти актрису, которая смотрелась бы одинаково достоверно в образе девочки из детдома, супермодели, молодой мамы и даже заключенной. Актриса Анна Михайловская чувствовала, что роль Сани — ее. Терпеливо ждала, не соглашаясь на другие проекты, и убедила продюсеров, что манекенщица — это она.
«Мне понравилась прежде всего эстетская часть этой истории. Ни одного героя в простоте, — говорит режиссер сериала Елена Николаева. — Она — манекенщица эпохи Зайцева. Длинные платья, яркие цвета, знаменитая „штапельная“ коллекция. (Зайцев тогда придумал коллекцию, в которой комбинировались три вида пестрых тканей, с которой он покорил Париж. Сначала — с павловскими платками, потом — с этим штапелем.) И Он — художник-нонконформист. Живет в своем мире, в своих инсталляциях, все на протесте. Следующий — КГБшник, который нарушает все, жертвуя погонами. Такой бука, который живет на своей Лубянке, и даже зовут его Ким (Коммунистический Интернационал Молодежи). Четвертый персонаж — фарцовщик. Это тоже протест своего рода. Они одевались по-другому, слушали другую музыку, танцевали другие танцы, курили другие сигареты».
Возлюбленного главной героини сыграл Риналь Мухаметов — д’Артаньян из «Трех мушкетеров» Сергея Жигунова. Чтобы актер органичнее смотрелся в образе художника-диссидента, гримерам пришлось изменить его внешность почти до неузнаваемости. Роль КГБшника досталась Ивану Рудакову, а в роли «главной звезды» Дома моды на Кузнецком Мосту, манекенщицы Лили, снялась Анастасия Макеева.
Советская манекенщица бедрами не крутила
«Советская манекенщица бедрами не крутила, — рассказывает режиссер Елена Николаева. — Были допустимые три-четыре позы, в которых им позволялось стоять, и на этом все. Своего рода революцию устроил Вячеслав Зайцев, который в 80-е годы превратил модные показы в настоящие спектакли». «Это же целое искусство! Нам показывали, как правильно двигаться и носить платья, какие были прически и макияж в то время, — вспоминает Анастасия Макеева. — Я прочла огромное количество материалов о том, какими были советские манекенщицы. Чтобы помочь нам настроиться на нужный лад и почувствовать атмосферу 70-х, режиссер Елена Николаева перед съемками включала музыку того времени».
В Киеве снимали Москву, а Париж во Львове
Чтобы воссоздать в фильме Москву 70-х годов, съемочной группе пришлось ехать в Киев, а парижские сцены снимали во Львове. «Я сразу согласилась снимать этот фильм, потому что отчасти это история и моей молодости, — признается режиссер Елена Николаева. — Только я, в отличие от нашей героини, была не манекенщицей, а студенткой ВГИКа. Как и в фильме, у нас с мужем дома собиралась молодежь — все мы были немножко бунтари».
Татьяна Догилева в роли вахтерши
Роль вахтерши Дома моды на Кузнецком писалась специально для Татьяны Догилевой. Ее героиня — одна из самых узнаваемых «примет времени». Именно под ее бдительным присмотром главная героиня до блеска драила полы, прежде чем начать трудное восхождение на вершину модного Олимпа. Своему персонажу Татьяна даже придумала особенный говорок, характерный для женщин того времени, и фиолетовый парик. «При взгляде на нее я сразу вспоминала вахтерш Большого театра и „Ленкома“ — как они важно сидят и грозным голосом спрашивают: „Куда?!“ Вот настоящие королевы!» — считает режиссер.