Элегантные платья, ретро-машины, романтичные прически и даже белье с чулками и поясом. Режиссер Валерий Тодоровский снова играет в ретро и после фильма «Стиляги» предлагает свой первый сериальный опыт — «Оттепель». WomanHit изучил закулисье проекта, который вызвал целую волну обсуждений.
Снять многосерийный фильм о поколении шестидесятников Валерий Тодоровский задумал после окончания работы над мюзиклом «Стиляги».
«Это история про людей, которых я хорошо знаю и люблю — советских кинематографистов 60-х годов. Мои родители были оттуда, — говорит режиссер. — Я маленьким, крошечным ребенком успел это застать и почувствовать тот воздух, особую атмосферу. Вообще, я хотел снять фильм про сложных людей, так называемую творческую интеллигенцию. Я вырос среди них. Мой главный мотив в „Оттепели“ состоял в желании пожить немного жизнью родителей и их ровесников. Эмоции — стоградусные, отношения — искренние. Да, это ностальгия. По ярким страстям и чувствам, которых сегодня, к сожалению, нет».
Все началось со встречи Валерия Тодоровского с создателем культового американского сериала Mad Men («Безумцы») Мэттью Уайнером. Спросив у того, откуда взялась идея сериала о буднях рекламного агентства, Тодоровский услышал простой ответ: «Мой папа был рекламщиком. Я был детства окружен этой тусовкой, мог наблюдать ее образ жизни». Тогда и подумал: «А ведь у меня папа — киношник. Значит, я могу сделать сериал про кинематографистов, про своих родителей и их друзей».
Работа над сценарием «Оттепели» велась больше года. Вместе с самим Валерием Тодоровским в его создании принимали участие Алена Званцова и Дмитрий Константинов. А вот съемки 12-серийной картины заняли всего 93 дня. И это при том, что на экране создана впечатляющая ретро-картинка. За нее режиссер уже начал получать обвинения в том, что на самом деле все было не так. Но ведь «Оттепель» — не документальное кино. И Валерий Тодоровский не стремился восстанавливать эпоху. Как говорит сам режиссер, он создавал миф. «Например, я решил, что женщины у меня будут красивыми. Вы думаете, жизнь рекламщиков, которая показана в Mad Men — не лакированная? Что секретарша в самом деле каждое утро приходила в новом платье? — объясняет свой замысел автор. — Уайнер создал красивую реальность, где на первом плане не то, как было, а то, как чувствовали. Хотя я вспоминаю своих родителей, их компании, которые приходили домой — половина была в белых брюках. Были модные очки у всех — продавались в „Оптике“. Папа очень мало зарабатывал, но дома у нас был шикарный бобинный магнитофон „Grundig“. На последние деньги через комиссионку купили. Да, я хотел рассказать красивую историю про красивых людей в красивое время. Витя Хрусталев весь в долгах, но ездит на „Москвиче“. Мой папа тоже купил машину, как только ему предоставился шанс — у него был такой вот красный „Москвич“. А жили мы в коммуналке. Я же про это снимал фильм!»
Перенести зрителей в середину прошлого века режиссеру помогал художник-постановщик Владимир Гудилин, который работал с ним еще в «Стилягах». Для съемок натуры были выбраны Москва и Минск, где в современных условиях создатели попытались быть максимально точными в соответствии тому времени.
Женщины у Тодоровского действительно получились очень красивыми. Исполнительницу главной роли Марьяны, актрису Анну Чиповскую Валерий Тодоровский планировал снимать еще в «Стилягах». Но та в последний момент не смогла, и в картину была утверждена Оксана Акиньшина. В этот раз у режиссера даже не было раздумий: только Чиповская. Говорят, что свою роль девушка посвятила отцу, джазовому композитору Борису Фрумкину.
«Наш художник по костюмам Владимир Купцов настоял, чтобы вся наша одежда была, как в 60-х годах, и нижнее белье тоже — с чулками, с поясом. Мне очень повезло с костюмами, ведь моя героиня — сестра модельера, платья того времени очень женственные и романтичные», — рассказывает Анна.
«Сказать, что было безумно интересно — ничего не сказать. Это время невероятно красивой моды, — соглашается с нею исполнительница роли Инги Виктория Исакова. — Я смотрела много кино того времени, смотрела фотографии и старые журналы, чтобы вдохновиться той эпохой. Это был первый раз в моей жизни, когда я понимала еще читая сценарий, что роль, которую мне предлагают — лучшая в моей жизни! Во-первых, героиня моего возраста, во-вторых, она — актриса. Очень интересная роль, такие качели — из чего-то совсем плохого к чему-то очень хорошему».
Актеры, приглашенные на мужские роли тоже старались изо всех сил. Александр Яценко, сыгравший режиссера Егора Мячина, создал на экране абсолютный образ тех лет. А стройный актер Евгений Цыганов для достоверности по просьбе режиссера даже поправился на пять килограммов.
«Мне нужно было, чтобы он стал немножко мужиковатым, тяжеловатым. Вы же понимаете, что это были люди пьющие, курящие, живущие на износ, не занимающиеся своим здоровьем, — говорит Тодоровский. — И Цыганов свои пять килограммов набрал. Я его вообще попросил как бы несколько поистаскаться — такой вот свежачок, здоровенький московский артист мне не подходил. И Женя отлично с этим справился. А после окончания съемок мгновенно похудел».
Особенную атмосферу в картине создает музыка — саундтрек написан композитором Константином Меладзе, а исполнила две главные композиции актриса Паулина Андреева. Она же снялась в сериале в роли Дины.