Режиссер Игорь Масленников детективы никогда особо не любил, к произведениям Артура Конан Дойла относился довольно прохладно. Однако именно он на целых восемь лет связал свое имя с Шерлоком Холмсом.
Все случилось неожиданно. Как-то на «Ленфильме» появились драматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид. Они привезли в Питер сценарий, который им никто не заказывал, и предложили в качестве режиссера Масленникова. Их творение называлось «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и было написано на основе рассказов Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» и «Пестрая лента».
До этого важного момента истории о Шерлоке Холмсе экранизировались раз двести, не меньше. Но всегда Ватсон, от имени которого у Дойла и ведется повествование, оставался немного за кадром. Здесь же действовали два равноправных, хорошо прописанных персонажа. Именно сей факт и вдохновил Игоря Масленникова согласиться на съемки. Ведь быть первопроходцем всегда увлекательно.
Еще читая сценарий, режиссер знал: Шерлока Холмса должен играть Василий Ливанов. До этого они вместе работали на картине «Ярославна — королева Франции», там Ливанов исполнял роль вечно пьяного рыцаря Бенедиктуса. Казалось бы, образ, далекий от аристократичного Холмса. Но даже тогда Масленников видел в Ливанове некое «англичанство» (термин, придуманный Василием Аксеновым).
Если режиссер в выборе был уверен на сто процентов, то худсовет не сразу принял его точку зрения. «Ливанов — Холмс? Вы с ума сошли! Он шумный, непредсказуемый, какой из него английский джентльмен?!» Исключительно ради галочки Масленников провел пробы с другим актером, не менее великолепным и талантливым. Холмса с лицом Александра Кайдановского признали пусть и интересным, но не таким многогранным. И согласились: Ливанов смотрится органичней.
О своем выборе режиссер ни разу не пожалел. Хотя работать с Ливановым было ох как непросто. «Василий Борисович — достаточно конфликтный человек. Как раз в те годы у него начались проблемы с алкоголем. Это было ужасно: если он прикасался к спиртному, все заканчивалось скандалами, криками, драками, — вспоминает Игорь Масленников. — Тяжелый случай, приходилось ждать, пока он отбуянится. Из-за этого бывали и перерывы в съемках. Но я все терпел, потому что видел: получается. И менять Ливанова на кого-то другого я не собирался».
Иногда выходки Василия Ливанова несколько выходили, скажем так, за грани дозволенного. Как-то ночью он позвонил (напрямую!) всемогущему Сергею Лапину, председателю Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию, и сообщил, что «Собаку Баскервилей» закрывают. Реакция была мгновенной: на следующее утро представитель Госкомитета прибыл в Питер и устроил грандиозный разнос тем, кто притесняет Масленникова. А потом выяснилось, что съемки идут полным ходом, а режиссера холят и лелеют.
Лишь однажды серьезно встал вопрос, что Ливанову нужно срочно искать замену. По рассказам, после полутора месяцев съемок первой части киносаги актер серьезно загулял. И тогда Виталий Соломин предложил режиссеру подменить (временно, конечно же) своего партнера. И даже выдвинул подходящую кандидатуру — Бориса Клюева (ныне публика любит его за роль главы семейства в сериале «Воронины»). «Наденем на него кепочку, нос у него такой же, с горбинкой». Клюев приехал в Питер, пробы получились отличными… Разумеется, сарафанное радио тут же донесло Ливанову о появлении конкурента, и он, собрав волю в кулак, вышел из загула и уже на следующий день прибыл на съемочную площадку. «Все, никакой замены не надо, я готов к работе». Борис Клюев в итоге тоже появился в сериале — он сыграл старшего брата Холмса.
Рыжий, усатый
Если с Шерлоком Холмсом режиссер определился очень быстро, то актера на роль Ватсона искать пришлось долго. Одним из главных претендентов долгое время считался Олег Басилашвили. Пока Масленников не обнаружил на «Ленфильме» старую фотопробу Виталия Соломина, где тот позировал перед объективом с рыжими усиками. Эта кандидатура привела худсовет в состояние шока. «Ни в коем случае! Как может англичанина сыграть актер с абсолютно русской внешностью? Рыжий, курносый — нет, это не обсуждается!»
Лишь после долгих уговоров дело сдвинулось с мертвой точки. И кто сегодня может представить другого актера в роли Ватсона?
Поначалу режиссер опасался: а что если у Ливанова и Соломина не сложатся отношения? Оба они — люди закрытые, сложные. И если вдруг не возникнет между ними внутренней симпатии, все — считай, фильм провалился. Однако актеры на удивление быстро сдружились и вскоре стали общаться и вне съемочной площадки, семьями.
Зеленая стойкость
Но самый настоящий бой пришлось выдержать Игорю Масленникову, чтобы худсовет утвердил на роль миссис Хадсон Рину Зеленую. Актрисе тогда было уже почти восемьдесят, и высокие теленачальники задавали резонный вопрос: а как вы, товарищ режиссер, собираетесь постоянно перевозить ее из Москвы в Питер и обратно?
Тем не менее Рина Зеленая сделала из своей миссис Хадсон настоящую легенду. Да и опасения, что актриса не сможет справиться с ролью, тоже не оправдались. Рина Васильевна проводила на съемках по десять часов кряду, причем на ногах. Потому как, затянутая в корсет, она не могла даже присесть. Актриса вообще продемонстрировала чудеса стойкости и остроумия. Как-то после очередного съемочного дня актеры спешили на Московский вокзал. Чтобы успеть к поезду, водитель мчался по Невскому проспекту на всех парах. И вдруг из переулка вылетела машина и въехала прямо в бок ленфильмовскому автобусу. Рина Зеленая, сидевшая на заднем сиденье, пролетела через весь салон и приземлилась аккурат на колени Василию Ливанову. Все напряженно замерли, пока не услышали ее оптимистичное: «Спокуха, я с вами!»
А инспектора Лестрейда нашли быстро. Изначально пробовались Лев Дуров и Борислав Брондуков. Режиссер склонялся к кандидатуре последнего. Но тут сомневался сам Брондуков: его украинский говор мало сочетался с образом английского полицейского. Только после того как режиссер пообещал его переозвучить, Борислав Николаевич согласился. Но с условием: в фильме за него будет говорить актер Игорь Ефимов.
«Овсянка, сэр!»
И вот актеры на главные роли утверждены, начались съемки. Поначалу все были уверены: на первой части дело и закончится. Но тут вмешались зрители. Письма с требованиями снять продолжение шли мешками. Так на свет после «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» появилась часть вторая — «Сокровища Агры». А потом и третья, которую многие считают лучшей в киносаге. Речь идет о «Собаке Баскервилей».
В эту картину Игорь Масленников пригласил самых ярких актеров того времени. Олег Янковский, Никита Михалков, Евгений Стеблов, Ирина Купченко, Алла Демидова — все они не раздумывая дали свое согласие на съемки. Понимая, что каждый из них — человек состоявшийся, Масленников поставил твердое условие: несмотря на свой звездный статус, они слепо доверяются воле режиссера. И вот тут начались проблемы. Сэр Генри — Никита Михалков — попытался контролировать съемочный процесс.
Вспоминает Игорь Масленников: «Приехал на съемки этот победительный человек. Только появился на площадке — и началось: „Слушай, а может, давай…“ — то есть он начал влезать не в свое дело. Но я сумел его осадить. Причем в довольно резкой форме. И вот тут нужно понимать, что в душе он все-таки „Аркашка“, актер. И когда я поставил Михалкова на актерское место, он вдруг „поплыл“ — понял, что ответственность лежит на мне, а ему остается только ловить удовольствие от игры».
Благодаря Никите Михалкову в картине появился колоритный Бэрримор — Александр Адабашьян. Он приехал на съемки за компанию с Никитой Сергеевичем. Но поскольку эта парочка доставляла немало неприятностей режиссеру, принято было решение как-то «обезвредить» артиста. Трюк сработал. Мало того что Адабашьян с головой погрузился в работу, так он еще подарил фильму фразу, ставшую крылатой: «Овсянка, сэр!»
И дог с ними
Если с маститыми и именитыми Масленникову удалось быстро найти общий язык, то с собакой Баскервилей пришлось помучиться. Все понимали: на эту роль необходимо найти настоящего монстра, который одним своим видом наводил бы ужас. И начался изнурительный звериный кастинг — конкуренция наметилась почище, чем в «людской» части актерского состава. В кинопробах тогда участвовали не только собаки самых разных пород, но и — не поверите — обыкновенный теленок. Одним из фаворитов какое-то время являлся абсолютно карикатурный претендент — пекинес, у которого один глаз выцарапала кошка. С ним даже отсняли несколько дублей, но потом поняли: надо продолжать поиски.
В итоге было решено, что роль злобного чудовища сыграет дог — пусть и мирный, но своими громадными формами подходящий под образ. Оставалась только «самая малость» — придумать, как придать ему устрашающий вид. Первая мысль — последовать литературному источнику и покрасить псину фосфором. Хорошо, что перед тем как приступить к экзекуции, авторы посоветовались с кинологами. Те сделали страшные глаза. Во-первых, фосфор навсегда отобьет у собаки нюх. Во-вторых, все равно она немедленно себя оближет, и съемка будет сорвана. Словом, для дога изготовили специальную маску со светоотражающей лентой — той самой, которой обклеивают дорожные знаки. С ней на морде он в итоге и бегал в кадре.
Приз — в студию!
Фильм, выйдя на экраны, тут же стал фаворитом. Причем среди поклонников были и иностранные зрители. Картину закупили для показа в ГДР. А поскольку телепрограммы Восточного Берлина можно было смотреть и в Западном, то аудитория фильма сразу расширилась за пределы соцлагеря, проникнув в самое логово капитализма. По слухам, предприимчивые немцы из ФРГ нелегально скопировали «Собаку…» и стали регулярно крутить ее у себя по ТВ.
Так по миру пошла слава о русском Шерлоке Холмсе. В 1982 году Василия Ливанова пригласили на фестиваль телевизионных фильмов в Монте-Карло, где вне конкурса показывали сразу два советских фильма — «Пестрая лента» и «Собака Баскервилей». А после в местном журнале появилась публикация с победным заголовком: «Настоящий Шерлок Холмс — советский». Далее случилось еще более невероятное. В газете Daily Mail вышла рецензия на картину, в которой журналистка сообщала: недавно, мол, случайно пересекалась с Маргарет Тэтчер. Так вот, на вопрос, видела ли та советский фильм «Собака Баскервилей», «железная леди» ответила: «Да. И из всего того, что я видела, русский Холмс лучше всех».
Да и сегодня, спустя тридцать лет после премьеры, сага о похождениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона вновь и вновь привлекает к телеэкранам рекордное количество зрителей. Поклонники сериала даже создали специальный сайт, где скрупулезно собирают любую информацию о творении Игоря Масленникова. И находят порой такие мелочи, о которых сами авторы картины, когда снимали ее, даже не думали. Например, в титрах фильма фигурирует старинный свиток, на котором появляются латинские буквы. Художник картины Виктор Оковитый изобразил бессмысленный набор несуществующих слов. И кто бы мог подумать: спустя годы нашлись люди, которые «расшифровали» эти надписи и попеняли авторам фильма: на свитке очень много грамматических ошибок! Мол, вместо in там написано im, вместо who — woho, with — noth, would — worid, believe — belive, и так далее — целый список ляпов. Посмеявшись, авторы фильма вынесли вердикт: значит, их творение продолжает жить и волновать умы и сердца!
Наш вариант фотопроб к фильму «Собака Баскервилей«
Мы представили, кто мог бы сыграть в современной версии картины. Поскольку российские Шерлок Холмс и доктор Ватсон — пара уникальная, мы не стали искать претендентов на эти роли. А вот другие образы предложили примерить видным деятелям нашего шоу-бизнеса Тимуру Родригезу и Владимиру Кристовскому.
Тимур Родригез шоумен
Прямая речь
«Немало людей знают Никиту Михалкова лишь по нескольким его последним работам (а они, не спорю, вызывают некоторые вопросы). Так вот, мне таких людей очень и очень жаль. Потому что Никита Сергеевич не только замечательный режиссер, но еще и прекрасный актер, у которого в копилке немало весьма ярких работ. И фильм „Собака Баскервилей“ тому подтверждение. Насколько блистательно он там сыграл! Насколько его образ получился неожиданным и самобытным! Согласитесь, такого Генри Баскервиля не было ни в одной экранизации. Поэтому, не скрою, было очень лестно, хоть и несколько неожиданно, попро-бовать вслед за Михалковым преобразиться в сэра Генри».
Личное дело
Талантливый человек талантлив во всем. И это точно о Тимуре Родригезе. Шоумен, телеведущий, актер театра и кино, он с недавних пор позиционирует себя как певца. Его недавний хит «Скажи мне» убеждает нас: на нашей сцене у главных хитмейкеров появился весьма достойный конкурент.
«Сейчас, когда я нашел любовь всей моей жизни — мою жену, я знаю, как больно подолгу не видеть человека, с которым не хочется расставаться ни на минуту, Эта песня — о тех и для тех, кто любит и верит вопреки расстояниям. Кто каждым звонком, каждым сказанным словом, каждым воспоминанием сокращает километры, разделяющие двоих. Чьи чувства от разлуки только сильнее. Эта песня — о настоящей любви». Так говорит о своей новой работе сам Родригез.
Если учесть, что в редакции «Атмосферы» работает немало сентиментальных барышень, то наша привязанность к Тимуру вполне понятна.
КАК ЭТО БЫЛО
Есть такие люди, одно появление которых способно моментально поднять настроение. Родригез с его ослепительной улыбкой — из их числа. Вот почему мы так любим Тимура и стараемся при каждом удобном случае привлечь его к работе над «Кинопробами». И хотя у нашего героя время расписано чуть ли не на год вперед, он в ответ тоже готов к сотрудничеству. Даже если наши предложения и отличаются порой некоторой экстравагантностью. Ну когда бы еще Родригезу довелось почувствовать себя Никитой Михалковым?! И это испытание, как нам кажется, Тимур прошел с только ему присущей иронией и легкостью. Впрочем, как обычно!
Владимир Кристовский музыкант
Прямая речь
«Я обычный житель нашей страны, поэтому, как и все, люблю сериал о похождениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, снятый режиссером Игорем Масленниковым. Смотрел его с детства, готов пересматривать и сейчас. Но в то же время мне нравится и новый фильм Гая Ричи с Робертом Дауни-младшим и Джудом Лоу в главных ролях. У англичан Шерлок Холмс получился совсем иным, однако меня это, признаюсь честно, нисколько не напрягает. У нас своя точка зрения, у них — своя. Я вообще люблю книги Артура Конан Дойла, поэтому готов принять любую интерпретацию его произведений. Даже такую необычную, когда в роли мерзавца Стэплтона выступает ваш покорный слуга».
Личное дело
Харизматичный Владимир Кристовский ждал признания довольно долго. Еще в 1998 году музыкант из Нижнего Новгорода разослал по всем столичным звукозаписывающим студиям диск с музыкой своей группы. Ответом ему была — как это обычно и бывает — тишина. Однако Владимир не отчаивался, а продолжал (пусть и на расстоянии) штурмовать рекордс-компании.
Как известно, капля камень точит, и в конце концов Владимира Кристовского заметили и отметили. Совсем недавно, в конце мая, группа Uma2RmaN презентовала уже свой четвертый альбом. Судя по аншлагу, который собрала презентация в крупном московском концертном зале, сегодня Владимир не последний человек в шоу-бизнесе.
КАК ЭТО БЫЛО
С недавних пор Владимир — практически заслуженный деятель кино. Одна роль следует за другой. Началось все со съемок в собственных клипах, а вылилось в серьезное большое кино. Последняя его работа — заглавная партия в фильме с характерным названием «О, счастливчик!». Поэтому и во время фотосессий для наших «Кинопроб» мы с удовлетворением отмечаем: мастерство Владимира Кристовского как актера растет не по дням, а по часам. А ведь нам есть с чем сравнивать. Впервые лидер группы Uma2RmaN появился в нашем проекте примерно пять лет назад, и потом мы нередко встречались на фотосессиях. Словом, мы гордимся вами, Владимир!