В основу сценария Джейн Голдман лег бестселлер Сьюзен Хилл, опубликованный еще в 1982 году. Писательница никак не ожидала, что ее книгу ждет такая насыщенная жизнь. Уже сейчас по роману снят телефильм, поставлен спектакль и записана радио постановка. Теперь же этот список пополнится еще и киноверсией.
«Ведь вы не пишете книгу с расчетом на экранизацию, правда? — улыбается Сьюзен. — Вы просто пишете книгу. А уж потом, если она окажется успешной, за нее берутся другие».
В основе сюжета лежит мистическая поездка молодого лондонского юриста Артур Киппс, которого играет Дэниэл Рэдклифф, который вынужден оставить своего трехлетнего сына и отправиться в командировку в уединенную северную деревушку. Ему предстоит составить реестр документов, оставшихся после кончины хозяина поместья Ил Марш. Добравшись до места, и пообщавшись с не вполне гостеприимными местными жителями, он начинает понимать, что над деревушкой нависла тень мрачной тайны. Когда же рядом со старым кладбищем ему на глаза попадается загадочная женщина в черной одежде, и без того малоприятная поездка оборачивается сущим кошмаром. Малозначительное, казалось бы, происшествие знаменует начало череды леденящих кровь смертей в семьях обитателей деревни.
Режиссер картины Джеймс Уоткинс считал, что роль главного героя актера должен сыграть молодой талантливый актер, в образе которого бы сочетались грусть и уязвимость. И именно Дэниэл Рэдклифф идеально подошел Уоткинсону.
«Впервые встретившись с Дэном, мы долго говорили и пришли к выводу, что видим главного героя одинаково, — объяснил режиссер. — Артур Киппс — очень глубокий персонаж. Дэну такого героя играть было с одной стороны не сложно, а с другой — интересно».
«Сценарий попал в руки Дэниэла по какой-то счастливой случайности, — говорит продюсер Ричард Джексон. — Он „проглотил“ его в самолете, пока летел в Штаты. Как только он сошел с трапа, позвонил своему агенту и сказал, что хочет получить эту роль».
Рэдклифф понимал, что ему необходимо как-то дистанцироваться от роли юного волшебника, которая принесла ему популярность.
Актер признался: «Я очень горжусь Поттером. Но теперь пришла пора доказать зрителям, что я серьезный актер, способный играть различные роли. И для этого, конечно, должен найтись соответствующий интересный материал». После прочтения сценария, Рэдклифф окончательно убедился в том, что амплуа Артура Киппса — именно то, что ему нужно.
«Артур — очень непростой герой, в нем чувствуется характер, — говорит актер. — Мне было очень интересно сыграть такого человека».
Но самая загадочная роль в фильме, конечно, женская. Лиз Уайт, сыгравшая героиню-призрака, считает, что ее персонаж располагает к себе. «Когда я читала сценарий, невольно прониклась ее горем от потери сына и душевными страданиями, которые это событие вызвало, — говорит актриса. — Она разуверилась в своей сестре, отце, сводном брате — словом, всех близких людях. Когда же она стала свидетелем того, как сестра оставила ее ребенка на произвол судьбы, это буквально разбило ей сердце».
Уайт говорит, что костюмы и грим помогли ей вжиться в образ. «Все сразу начинают тебя чураться, — вспоминает она. — Ты можешь пытаться заглянуть собеседникам в глаза, но они отворачиваются. Это состояние отчужденности помогало пропитаться эмоциями, которые переполняли мою героиню. Играть такую роль очень сложно, но интересно. Ведь внутренний мир героя формируется только в твоем воображении. Для актера это — развлечение».
Ежедневный процесс трансформации Уайт в призрака был долгим и кропотливым. «Я приходила в гримерную примерно за два часа до того, как звучала команда „на грим“ для всех других актеров, — вспоминает актриса. — Мой грим состоял из трех различных слоев некой клейкой субстанции, которую лепили мне на лицо и открытые участки тела. Моя героиня по идеи довольно продолжительное время провела в земле — грим должен был подчеркнуть результаты разложения».
В итоге у зрителя появляется возможность увидеть качественно новую главу в истории триллера: фильм, в котором страх носит характер вариативности, тонкости восприятия.
«Мне хотелось снять чувственную историю о призраке, в которой был бы некоторый налет мрачности и страха, нарастающее чувство опасности и тревоги, — объясняет режиссер. — Я старался избежать штампов классических ужастиков. В кадре может проплыть окно, и зритель засомневается: „Там что-то промелькнуло в окне? Или мне показалось?“ Вы заметите это „что-то“ лишь краем глаза. Для меня такая Женщина в Черном — куда страшнее откровенно отталкивающей физиономии на весь экран».