«17 мгновений весны»
В 1973 году Леонид Броневой сыграл свою первую главную роль в кино — Группенфюрера СС Генриха Мюллера в сериале Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны». Сагу посмотрела вся страна, и актер на следующий день после выхода второй серии картины, в которой он появляется, проснулся знаменитым. На улице ему вслед кричали «Мюллер», а сам Броневой опасался, что станет актером одной роли.
Крылатые фразы его персонажа быстро разошлись в народ:
«А вас, Штирлиц, я попрошу остаться».
«Ясность — это одна из форм полного тумана».
«Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно».
Интересный факт: вначале режиссер предложила Леониду Сергеевичу играть Гитлера, но тот наотрез отказался, согласившись лишь на «второе лицо» Рейха. Броневой был совершенно не похож на реального главу гестапо, но Лианозовой пришлось принять это решение.
«Тот самый Мюнхгаузен»
В 1979 году на экраны выходит фильм Марка Захарова, снятый по сценарию Григория Горина, «Тот самый Мюнхаузен». Блестящая плеяда артистов заранее обрекла картину на любовь зрителей. Леониду Бороневому достается не главная, но важная роль — Герцога — курфюрста Ганновера.
Несмотря на свою любовь к шитью — в одном из эпизодов он даже строчит на машинке, что в конце XVIII века невозможно — Герцог активно влияет на жизнь Барона: подписывает его прошение о разводе, требует отказаться от своих убеждений.
И опять фразы его персонажа разошлись на цитаты:
«— Где мой военный мундир?
— Прошу, Ваше Высочество, прошу!
— Что-о? Мне — в этом? В однобортном? Да вы что? Не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие! Война у порога, а мы не готовы! Нет, мы не готовы к войне!»
«Всё решение — в талии! Как вы думаете, где мы будем делать талию? На уровне груди!
— А грудь оставляем на месте?
— Нет, берём с собой!»
«Я всегда относился к вам с симпатией. Я уважал ваш образ мыслей. Свободная линия плеча, обуженные панталоны. Вы могли бы стать примером для нашей молодежи!»
Захаров пригласил Броневого сниматься в этом фильме сразу, без проб. А потом почти десять лет спустя позвал к себе в «Ленком» — это был его артист.
«Покровские ворота»
В 1982 году на экраны выходит фильм об уходящей Москве Михаила Казакова «Покровские ворота». Леониду Броневому достается одна из главных ролей — куплетиста Аркадия Варламовича Велюрова. Его персонаж немного отличается от других жителей коммуналки: он вспыльчив, поддается страстям.
Наверное, нет такого человека, который бы ни произносил хоть раз в жизни его афоризмы:
«Я входил в Мосэстраду как в дом родной, а теперь я иду туда как на Голгофу…»
«а кто не пьет? Назови! Нет, я жду! Достаточно, вы мне плюнули в душу!»
«Заметьте: не я это предложил!»
Броневой всегда продумывал судьбу своих персонажей, поэтому он сам сочинил куплеты для своего Велюрова, подбирал музыку к ним.
«Формула любви»
И снова Марк Захаров в своем фильме 1984 года, по сценарию Григория Горина, «Формула любви» не может обойтись без Леонида Броневого. Он приглашает его на роль Доктора, человека в возрасте, которого сложно чем-либо удивить. Он с таким равнодушием смотрит на Калиостро, поедающего хозяйское столовое серебро за обеденным столом, что сыграть это мог только великий артист.
«Да, это от души. Замечательно. Достойно восхищения. Ложки у меня пациенты много раз глотали, не скрою. Но вот чтобы так, за обедом на десерт, и острый предмет — замечательно. За это вам наша искренняя сердечная благодарность. Ну ежели конечно, кроме железных предметов, еще и фарфор можете употребить — тогда… просто слов нет».
«От пальца не прикуривают, врать не буду. А искры из глаз летят. Вон у Загосиных мужик в прошлом году с воза упал, да лбом об оглоблю. Ну, я вам доложу, был фейерверк!»
«Легкие дышат, сердце стучит…
– А голова?
– Голова — предмет темный, исследованию не подлежит».
«Ну, откуда у них в Италии мята? Видел я их Италию на карте — сапог сапогом и всё».
«Организм ваш, батенька, совсем расстроен неправильным образом жизни, печень вялая, сердечко шалит, как вы с ним 2000 лет протянули — не пойму. Кончать надо с хиромантией, дружок, пальцем искрить, вилки глотать — это в нашем возрасте уже не годится. И с барышнями поаккуратней».
Критики того времени оценили игру Леонида Броневого в этом фильме, как «блестящую».
«Небеса обетованные»
Нельзя не отметить роль полковника в отставке Семена Ефимовича в фильме о людях оставшихся не удел Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» (1991 год).
«- Я участник русско-японской войны.
- Аааа, так это ты Цусиму просрал?» (Фима).
- Я Муданзян взял!
- Что он взял?«
»- Это вагон для курящих?
- И для пьющих!' (Фима).
"Простые вещи'
Но более яркой работой мастера стал образ старого Актера Владимира Журавлева в картине Алексея Попогребского «Простые вещи», которая вышла на экраны в 2006 году.
В этом фильме Леонид Броневой играет практически самого себя — многие факты перекликаются с его собственной биографией. Итог закономерен: лента получила гран-при «Кинотавра», а Леонид Броневой награду как «Лучший актер второго плана». Так же актер за эту роль получил премию «Ника» — зал аплодировал ему стоя.