Писатель-фантаст Марика Становой — законодатель нового направления в научной фантастике — социально-психологический биопанка. Намедни Марика написала необычный роман, два тома из которых — «Рождение экзекутора», «Смерть экзекутора» — уже вышли в свет. Эта книга не только интересна с точки зрения литературы, но и полезна с точки зрения психологии. Что встречается сегодня очень редко.
Это очень необычно, что художественная литература, тем более фантастика, несет какую-то ценность читателям. Что именно можно почерпнуть из нее?
У меня показаны фактически все аспекты «неравенства» мужчины и женщины. В целом Джи украл деву, потому что женщина лучше со всех сторон, она не просто защищает, но оберегает своё, ибо само по себе угнетения не существует, оно всегда является способом получить то, что нужно. Каждый живет для своей выгоды, но использование другого человека может быть разными способами.
1. Равенство ценностей. Я делаю это для тебя, потому что мы с тобой одинаково важны для вселенной и мне нравится то, что я для тебя делаю. Потому что в итоге я все равно это делаю для своего счастья.
2. Лживо-трусливое. Когда человек не уверен в своей ценности даже для себя. Тогда идет подкуп, шантаж, манипулирование всем что может, включая разного сорта пропаганду и психологическо-физическое давление.
Почему женщины зачастую начинают жить жизнью своего мужчины?
А вот с этим уже сложнее. Так как надо в первую очередь понять, уравновесить себя в своей жизни, между реальными и вымышленными условиями и желаниями. И тут уж каждая, как может. Некоторые настолько поглощены своей «женскостью», что распространяют материнскую заботу на всё вокруг, забывая о себе. То есть Крошка — это гипертрофированный пример женщины. полностью ушедшей в своего мужчину. И в течение трилогии она ищет себя.
Пока женщина не поймет свою собственную ценность для себя самой, она будет подчинена чужому. Вот к этому я и веду Крошку, тут не в абьюзере проблема, а в Крошке. То есть в оправдывающем принципе «она сама позволила» — есть своя доля правды.
А как понять эту самую ценность личности, если идет постоянный прессинг и внушение со стороны любимого человека?
Вот поэтому я написала книгу, которая поможет открыть глаза на правду, какой бы жесткой она ни была. И разобраться, кто реально любимый и почему. Человек сам должен задуматься о своей ценности для себя в первую очередь. Ибо он живет свою жизнь и что он в ней сделает — это его заслуга.
То есть с чего я начинаю? Все прекрасно и чудесно: суперизбранница аж самого Императора всея Вселенной с кучей суперспособностей живет в сплошной любви и удовольствиях и вдруг — бац! — оказывается не всё так хорошо и чем дальше, тем хуже. Почему?! Со стороны: все изумительно. Муж, работа, полное обеспечение. А начинаешь рассматривать изнутри — всё совсем плохо. Почему и за что? И как всё наладить, так, чтобы было хорошо и изнутри? Вот Крошка к этому пониманию потихонечку идет. Но сначала она должна увидеть, что это плохо.
Недавно был скандал с телеведущей, она заявила, что жертвы насилия сами виноваты, что они ничего не сделали, чтобы их не били. Насколько, по-вашему, верно это утверждение?
Любое решение за другого и принуждение/ограничение — не должно быть, но тут приходится все-таки иметь пенетрантную систему, так как людей надо защищать от уродов. У которых нет понимания границ чужой личности. То есть любые преступники должны быть лишены возможности приносить другим людям вред физический или моральный.
Я в экзекуторе беру гораздо шире проблемы личности, чем только бой с абьюзером. Абьюзер — это частная проблема, вариант взаимоотношения неполноценной, не осознавшей себя личности с другой недоличностью.
Считается, что жертва сама ищет садиста в партнеры, это реально так?
В примитивно-грубом смысле понимания психологии — если бы жертва хотела, она бы ушла. Многие будущие жертвы подсознательно выбирают деспотических абьюзеров в партнеры. Но тут надо учитывать две вещи:
1. С точки зрения личноцентрических норм морали — угнетать другую личность плохо.
Если ты садист — ищи себе мазохиста, а не делай мазохиста из первого попавшегося.
2. Рулить другими вообще нехорошо.
А как достичь гармоничных отношений в целом?
В современном очень разнообразном мире нам надо учиться жить среди разных культур и ценностей. Война никому не приносит счастья, даже победители хоронят свои потери, а с современным оружием никаких победителей и не будет, поэтому очень важно научиться жить среди разнообразия человеческих культур и их носителей. То есть главное это твоя свобода принять другого человека таким, какой он есть, пока он не лезет в твою душу.
То есть банально — твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека и этот очень тонкий баланс важен для выживания человечества.
Тут главное поставить и соблюдать эти границы. Реально ли тебе так важно, в чем ходит твоя дочь — в юбке или брюках? Разве паранджа на чужой жене должна тебя волновать, если она устраивает эту женщину и ее мужа? Но это правильно, пока не заставляют тебя носить паранджу против твоего желания. То есть надо четко понять где проходят границы личного, и будет вам счастье.