Многие вирусологи склоняются к тому, что паника по поводу штамма коронавируса «Омикрон», распространяющегося по миру, преждевременна. Со временем он может становиться более контагиозным, но при этом вызывать менее тяжелые формы заболевания. Академик РАН Виталий Зверев объяснил «Московскому комсомольцу» логику и механизм изменчивости и распространения вируса.
«Омикрон» вобрал в себя часть мутаций от «Дельты» и «Беты» и, словно перепрыгнув промежуточные мутации, предстал перед нами с десятками мутаций сразу. Из-за такого естественного отбора у штамма развилась способность лучше обходить иммунную защиту человеческого организма.
«Говорить о его большей или меньшей опасности пока нельзя. Новый штамм может быстрее распространяться по миру, заражая людей из-за большего родства S-белка с рецептором клетки (большинство выявленных мутаций „Омикрона“ произошло именно в этом белке). То есть он может больше угрожать тем людям, у кого в крови есть антитела только к S-белку старого образца, то есть привитым некоторыми вакцинами, нацеленными именно на этот белок», — считает вирусолог, академик РАН Виталий Зверев.
А антитела или Т-клеточный иммунитет у переболевших людей могут помнить не только S-белок коронавируса, но и все остальные его белки и их компоненты, а значит, и выставлять против них защиту.
Вирусолог уверен: даже тем, кто не имеет такого иммунитета, в случае заражения «Омикроном» нет пока особого повода думать, что он может вызвать тяжелое заболевание.