Система QR-кодов с понедельника работает в общественном транспорте Татарстана. «Черный понедельник», отметившийся толпами и агрессией пассажиров в адрес водителей автобусов и кондукторов, сменился «прозрачным вторником» и такой же средой. И сейчас по Казани курсируют полупустые автобусы.
«Людей нет в транспорте даже в час-пик, в автобусе почти пусто, — рассказал „Московскому комсомольцу“ политолог Раис Сулейманов. — В первый день реакция была агрессивная со стороны недовольных пассажиров и были отдельные случаи, когда один пассажир ударил кондуктора-женщину по лицу, был и эпизод с применением перцового баллончика и дракой между кондуктором и пассажиром. То есть люди возмущались и срывали свою неприязнь на кондукторах. Сейчас люди игнорируют транспорт, и даже выручка у перевозчиков упала».
По словам эксперта, альтернативой стало не только такси — жители Татарстана придумали новый способ передвижения по городу, основанный на взаимовыручке: «Люди начали объединяться. Например, твой сосед едет в том же направлении, куда тебе надо на работу, и он может тебя подвезти».
«Сегодня в 18:30 еду с Дербышек по Ямашева, если что могу по Чуйкова проехать. Бесплатно», — пишет в одном из телеграм-чатов житель Казани. Конечно, не все подвозят бесплатно, но многие, а в чате тысячи участников.
При этом, как пишет издание, проверки в общественном транспорте тоже начали менее тщательными: «Водители и кондукторы не проверяют так жестко. Если ты им просто показываешь, что вот у меня есть QR-код, то они могут не подносить к нему валидатор. Им тоже нужно выручку делать. А все эти проверки зачастую задерживают расписание автобуса, поэтому в каких-то случаях просто на это закрывают глаза. От этого все устали и никто не хочет натыкаться на агрессивность. Контролеры не могут в каждом автобусе ездить, в лучшем случае они стоят на каких-то остановках».
Сейчас жестче всего требования соблюдаются в метро, но для Казани это не основной вид транспорта: «У нас одна ветка метро и она перевозит далеко не всех жителей города, то есть не так востребована, как тот же автобус».