На фоне вновь растущей статистики заболеваемости COVID−19 в нашей стране объявлена ревакцинация от коронавируса. Власти говорят о том, что в нынешних условиях привиться необходимо и тем, кто переболел, и тем, что уже привился более чем полгода назад. Эти заявления вызывают вопросы, на самые острые из которых «Московскому комсомольцу» ответила доктор биологических наук, профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона (Вирджиния, США) Анча Баранова.
«Дам абсолютно четкий совет: сдавайте тест на антитела. По конкретному тесту: технология Architect, Abbott. SARS-CoV−2 IgG II Quant (он имеется во всех клиниках и в России, и за рубежом). По нему определяют уровень антител на S-белок. Если их окажется 1300 или больше, то такому человеку еще рано прививаться. Если меньше 500, то срочно на вакцинацию! Если тест покажет титр антител между двумя показателями, то считайте, что вы защищены от более-менее тяжелой формы инфекции пропорционально тому, сколько у вас антител», — говорит Баранова.
При этом Анча считает, что наличие у переболевшего Т-клеточного иммунитета не является полноценной защитой от заболевания: «Безусловно, Т-клеточный иммунитет лучше иметь, чем не иметь. Есть тесты на Т-клеточный иммунитет, но, во-первых, они стоят в России около 15 тысяч рублей, что, уверена, не по карману большинству. Во-вторых, по этому тесту мало изучена статистика. В-третьих, с ним тоже можно заразиться COVID−19. Да, T-клеточная „рука“ иммунитета поможет В-клеточной „руке“ (антителам) проснуться после встречи с вирусом, да и сама по себе Т-клеточная „рука“ добавляет в организм интерферонов. Но знаете ли вы, что на „пробуждение“ клеток памяти порой может уйти неделя? А это немало для вируса: за неделю он может повредить до 50 процентов легких».
Баранова отметила, что самая универсальная защита появляется у тех, кто привился после того, как переболел: «Если человек переболел естественным образом, а потом получает один укол вакцины, то у него появляется надежный уровень антител, в том числе против разных вариантов штаммов. То есть одного укола после натурального вируса оказывается достаточно. Это ли не доказательство того, что данный путь верный?»
«Если у человека еще остается какой-то набор антител после болезни, ему нужен лишь легкий бустер (ускоритель) для выработки большего количества антител — до нормальных значений. Им может стать облегченный вариант вакцины», — добавляет профессор.