С начала пандемии прошло уже больше года, однако до сих пор нет ясности по многим вопросам: сколько длится иммунитет после перенесенного коронавируса, какой уровень антител считается защитным, а также ученые до конца не определились, прививаться ли переболевшим.
Однако обнадеживающие данные появляются. Киевские исследователи Е. И. Дубровский и Б. В. Донской опубликовали предварительные результаты исследования «Динамика уровня специфического иммуноглобулина класса G к COVID−19 после выздоровления» в журнале «Врачебное дело». Его данные еще не опубликованы официально, но ученые поделились ими в соцсетях.
«В течение 8 месяцев у 80% пациентов антитела не исчезали. У некоторых плавно снижались, у половины держались на высоком стабильном уровне. Но у 20% упали ниже порогового. Это снижение наблюдалось в периоде между 150 и 240 днями после болезни. Но, когда мы получили результаты на 360 день, данные оказались очень удивительными. У 80% пациентов антитела никуда не делись. И более того, даже у тех, у кого они упали до порогового уровня, антитела снова поднялись! Таким образом, на 360 день имеем такие данные: из 42 человек 92,8 % (39) имеют антитела, 7,2% — нет. Только вдуматься — 92,8 %, и уже прошел целый год!» — цитирует «Москвовский комсомолец» одного из авторов исследования, врача-инфекциониста Евгения Дубровского.
Украинские ученые пришли к важным выводам: после заболевания человек получает длительную, полноценную и качественную защиту от повторных заражений. На данный момент можно утверждать, что иммунитет длится не менее 1 года. Любопытно, что тяжесть заболевания и возраст пациентов на уровень антител не влияли.
«Наша иммунная система прекрасно справляется с COVID−19, — говорит Дубровский. — Ни циркуляция новых штаммов, ни контакт с больными не смогли пробить иммунную защиту. Повторные случаи единичны, являются исключением из правил и связаны с особенностями иммунитета конкретных людей. Коллективный иммунитет хорошо формируется. Если количество иммунизированных достигнет 70—80%, риск заразиться для еще не болевших будет ничтожно малым».
При этом многие переболевшие COVID−19 пишут в группах о том, что антитела у них то падают, то растут. «Это нормальная реакция иммунной системы при повторных контактах с больными людьми, так называемых „микрозаражениях“. То есть вы контактировали с больными, и ваш иммунитет активизировался для защиты», — подтверждает иммунолог Николай Охлопков.
Тем не менее, среди молекулярных биологов сформировалось устойчивое мнение, что и переболевшие должны вакцинироваться. Хотя пока никто в мире не смог доказать, какой уровень антител является защитным.
Ученый-блогер Дмитрий Прусс, например, считает, что иммунитет намного длительнее начального высокого уровня антител. После некоторых ОРВИ клетки памяти обнаруживаются и через десять лет.
Так, исследование у волонтёров костного мозга, на днях опубликованное в журнале Nature, показало, что около 1 из 1000 клеток иммунной памяти в костном мозге привязаны к SARS-CoV−2 и медленно вырабатывают антитела к COVID−19, даже когда они «спят» в ожидании новой атаки, до 11 месяцев после первоначальной встречи с вирусом.
«В целом мы показали, что даже легкая инфекция SARS-CoV−2 вызывает надежный антиген-специфический, долгоживущий гуморальный иммунный ответ у людей, — говорит Прусс. — Это значит, что у иммунитета есть длительная „рука“. Но не значит, что все мы отлично защищены, или что выжившие защищены от всех штаммов, или что защита будет длиться вечно. Иммунный ответ у всех разный».