По данным Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Россия входит в первую десятку стран по числу инфицированных: к сегодняшнему дню количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в России составляет более 700 тыс., в том числе 6 тыс. детей в возрасте до 15 лет. В 2011 году в РФ было выявлено 62 384 инфицированных ВИЧ — на 10,6% больше, чем в 2010 году. За десять месяцев 2012 года уже было зарегистрировано 56 тыс. новых случаев заражения, а за весь 2012 год прогнозируется 70 тыс. новых случаев. При сохранении таких темпов число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных достигнет 1 млн. уже в 2015 году. В целом статистические данные показывают, что общая ситуация по ВИЧ инфекции в РФ ухудшается и имеет тенденцию к генерализации эпидемии. Как этого избежать, рассказал глава представительства компании BD — Бектон, Дикинсон энд Компани Алексей Владимирович Бобрик.
— Алексей Владимирович, расскажите как обстоит ситуация с этой болезнь в стране?
— К сожалению, ситуация в стране ухудшается из-за того, что ускорение заражения прочно обосновалось среди гетеросексуальных пар. Если раньше общество было уверено, что наибольший процент ВИЧ-инфицированных среди мужчин — гомосексуалисты и наркоманы, то сегодня самая большая группа риска — молодые женщины в возрасте от 30−35 лет, потому что каждый сороковой мужчина брачного возрасте ВИЧ-инфицирован. Чаще всего бывает такое, когда женщины выходят замуж, но от нее скрывают, что мужчина болен, а когда она приходит беременная сдавать анализы, выявляют ВИЧ. Дальше она узнает, что он — бывший наркоман и был подвержен вирусу много лет назад, но желание завести семью и ребенка у него от этого не стало меньше. Она разводится, выходит замуж за другого мужчину и передает ему вирус. Если раньше эпидемия была локализована, то сейчас эпидемия пошла вширь. Сегодня вирусу подвержены совершенно разные слои населения. И есть оценочные данные, что буквально через несколько лет в России будет инфицировано около миллиона граждан.
— Что делать в такой ситуации?
— Сегодня в России прекращены все программы по борьбе со СПИДом. Многие общественные правительственные организации лишены финансирования. Мало лечить пациента, нужно обеспечить качественную диагностику, а оборудование, завезенное в нашу страну, давно устарело. Система закупок сегодня построена на том, что закупаются наиболее дешевые лекарства и препараты, которые чаще всего бывают, не эффективны. Нашей стране нужна национальная стратегия, а ее нет.
Самое главное — это организовать грамотную профилактику по обучению населения. Все знают, что от инфекции предохраняет использование презерватива! Но посмотрите, какие цены на них. Они явно завышены, поэтому молодые ребята лучше купят бутылку пива, чем презерватив. У некоторых логика такая — они плохо защищают. На самом деле и вакцина против СПИДа тоже плохо защищает. Она работает лишь в массовом употреблении.
— Помимо презервативов, что может защитить от СПИДА? Ведь им можно заразиться и в больнице, такие случаи нередки.
-Наука и прогресс в мире не стоят на месте. Произошли революционные прорывы, которые полностью изменили профилактику, лечение и судьбу таких людей. В развитых странах появился большой спектр технологических приспособлений, позволяющих предупредить опасность заражения. Связаны эти разработки с новыми технологиями. Одна из которых — это производство и закупка саморазрушающихся, самоблокирующихся шприцов. Вы вдумайтесь в эту цифру, только за прошедший год в России около 2 тысяч медработников получили постконтактную профилактику после уколов инфицированными иглами и других аварийных ситуаций с высоким риском профессионального заражения ВИЧ. Заразиться СПИДОМ можно и в больнице, но если взять хотя бы на вооружение эти медицинские инструменты, то они могут стать основой безопасности.
— Что собой представляет такой шприц?
— Это обычный одноразовый шприц, у которого после проведения инъекции отламывается поршень. Второй раз сделать инъекцию невозможно. Учитывая, что большинство наркоманов колются одним шприцем, саморазрушающися инструмент не позволит уколоться повторно. Саморазрушающиеся шприцы — это мировая тенденция. Много врачей заразилось и заражается СПИДом при процедурах. А Америке в 2001 году президент Бил Клинтон подписал указ о том, чтобы в целях безопасности медицинский персонал пользовался только саморазрушающимися инструментами. Стеклянные шприцы были стандартом в середине 80-х годов, а сейчас вы их практически не найдете. Точно также мировая тенденция идет от обычных к безопасным и через 10 лет увидеть обычный одноразовый шприц будет сложно. По цене они практически стоят одинаково. Случаи нечаянного заражения врачей иглой, которая инфицирована СПИДом говорят о том, безопаснее и эффективнее использовать саморазрушающиеся, самоблокирующиеся инструменты. Проблема внутрибольничной передачи вируса — чрезвычайно актуальна.
— Кто должен дать распоряжение о закупке данного оборудования?
— В свое время борьбу и профилактику со СПИДОМ у нас возглавляла правительственная комиссия во главе с министром Голиковой, но как только произошла смена кабинета, комиссия была распущена. На данный момент не ясно, кто руководит в масштабах страны борьбой с ВИЧ-инфекцией. Официально никто никого не назначил. В США, где ВИЧ-инфицированных меньше, чем у нас, руководит программой лично Обама. В Интернете есть информация. У нас в стране ежедневно заражается около 200 человек, но до сих пор четкой стратегии и борьбы нет. Нужно срочно принимать меры по переоснащению системы здравоохранения и в этом направлении предстоит пройти большой путь. Будущее, несомненно, принадлежит только современным технологиям. Помимо этого мы можем и должны обеспечить безопасность окружающих людей и сотрудников системы здравоохранения, внедряя в рутинную практику использование медицинских изделий с инженерной защитой от травм.
— Какие области у нас в «передовиках» по цифрам ВИЧ-заражения? И работает ли закон по уголовному наказанию за распространение?
— На первом месте стоит Иркутская область. Печальная ситуация в Санкт-Петербурге, большой процент ВИЧ-инфицированных в Самарской области. В Москве данные противоречивые, так как много приезжих и выявить их практически невозможно, но ситуация тоже неблагополучна. К сожалению, многие больные приходят на поздней стадии диагностики, что усугубляет ситуацию. Частные клиники, проведя обследование и выявив инфекцию у пациента, не сообщают об этом, поэтому статистика колеблется. За распространение инфекции существует уголовное наказание, и сейчас больше ста дел находится в рассмотрении. Но сложность в том, что женщине, заразившейся от своего мужа, очень трудно подавать на него заявление в суд.
— Если руководство узнает, что один из сотрудников ВИЧ инфицирован, имеет ли право уволить его за это?
— Никакие ограничения для таких больных в работе недопустимы. Но наверняка коллектив не захочет, чтобы рядом с ним работал больной человек. Поэтому умный руководитель сделает все, чтобы избавиться от зараженного сотрудника. Отчислит за опоздание, за прогулы, за некачественно выполненную работу. Но если адвокат докажет в суде, что у его подопечного не было нарушений, он может выиграть дело в суде и получить компенсацию. В Европе были такие случаи, некоторым компаниям пришлось выплатить миллионные суммы. Также были случаи, когда ВИЧ-инфицированного ребенка исключали из школы. За дискриминацию родители могут подать на школу в суд. Но сложность ситуации состоит в том, что родители здоровых детей категорически против того, чтобы их ребенок учился с больным.
— Дайте какую-то рекомендацию, совет специалиста?
— Не хочу морализаторствовать на эту тему, но получается, что нравственные аспекты по-прежнему актуальны в обществе. ВИЧ инфекции подвержены все слои населения, встречается он и у состоятельных людей. Заражены учителя, офисные работники, наиболее распространен вирус в актерской среде. Нет конкретного совета как избежать заражения, но если использовать средства защиты, принятые во всем мире, и вести себя разумно, то можно избежать опасности заболевания.