Переделка и восстановление формы носа является одним из старейших видов пластических операций. И хотя технические возможности и знания древних эскулапов в области анатомии невозможно сравнить с умениями современных пластических хирургов, тем не менее в манускриптах Индии, Китая, Египта, а позже и Рима можно встретить упоминания о возвращении сломанным, изуродованным и отрубленным носам приемлемых очертаний с помощью хирургии. Это были первые попытки реконструктивной ринопластики, с тех пор медицина непрерывно развивалась, искала новые методы и способы проведения операций. Детальное описание процесса восстановления носа с помощью лоскута кожи, взятого со щеки, мы находим у индийского врача Сушруты, и оно датируется 600 годом до нашей эры. В Европе подобные операции начали проводить лишь в период Средневековья: известный итальянский хирург Гаспар Тальякоцци из Болоньи уже в XVI веке изобрел и описал свой собственный метод коррекции носа.
Особенно интенсивно пластика носа начала развиваться в XIX веке. Тогда же врачи впервые стали уделять внимание не только эстетической стороне вопроса, но и восстановлению функции дыхания. Первая методика исправления курносого носа принадлежит американскому врачу Джону Орландо Рою, который считается одним из отцов ринопластики. Славу с ним разделил Жак Жозеф, который сформулировал главные принципы корригирующих и реконструктивных операций на лице.
За века был накоплен колоссальный опыт в деле восстановления и улучшения формы носов, но ринопластика по сей день считается самой непростой сферой пластической хирургии, и в первую очередь это связано со сложным строением носа, поэтому хирурга-ринопластика можно сравнить с ювелиром. А как известно, от ювелира требуется не только филигранная работа, но и тонкое чувство гармонии, красоты. Впрочем, если говорить исключительно об эстетике, то на протяжении столетий вкусы и предпочтения людей кардинально менялись, в моде были то короткие и вздернутые носики, то длинные и прямые, то орлиные.
Рим и Греция
Классический римский нос знаменит своей пикантной горбинкой, несколько загнутым кончиком, удлиненными и утонченными формами. Он символизирует мужество, воинственность умение отражать атаки, а при необходимости нападать. Римские воины, имеющие такой тип носа, считались очень смелыми, всегда до последнего защищали свои владения. При взгляде на барельефы того времени мы видим профили мужчин, готовых ответить на любой вызов, броситься в жестокую битву
и завоевать вражеские территории.
Совсем другое дело — греческий нос. Отличительными его чертами является почти прямая или слегка изогнутая линия перехода ото лба к носу, то есть практически отсутствие выделенной переносицы. Впрочем, нельзя с уверенностью утверждать, что профили, стремящиеся к перпендикуляру, копировались древнегреческими скульпторами с натуры. Возможно, они были всего лишь результатом эстетических представлений древних эллинов, по крайней мере в настоящее время встретить людей с такими чертами лица крайне затруднительно, в том числе среди современных греков. Типичные образы тех греков мы наблюдаем, когда приходим в церковь и видим православные иконы, написанные византийскими мастерами (овальное лицо, глубоко посаженные большие глаза и тонкий удлиненный нос).
Сейчас, когда речь заходит о греческом профиле, обычно имеется в виду совершенно прямой утонченный нос, который для многих видится идеальным. Часто, чтобы выразить свое восхищение чистотой линий профиля описываемой персоны, люди говорят о греческом носе. Любопытно, что
современные греки не отвечают древнегреческим стандартам, их носы ощутили на себе влияние албанцев и других южан, потому далеки от классических лиц жителей Эллады.
Греческий нос в отличие от римского хорошо смотрится на женских лицах. Об этом можно судить по сохранившейся со времен древних эллинов скульптуре Афродиты, чей прямой и узкий нос на изящном лице считался тогда и считается до сих пор образцом красоты и гармонии.
Галлы и норды
Французам есть чем похвастаться по части носов. В истинном галльском профиле чувствуется настоящая порода, император Юлий Цезарь только по нему и отличал римлян от галлов. Длинный, заметно выступающий, да еще и с орлиным уклоном — такой нос можно наблюдать у Шарля де Голля и Николя Саркози. Ну, а если вы не следите за новостями европейской политики, вспомните типично французский нос известного актера Жана Рено.
Надо сказать, галльские носы — вещь на любителя. Иная дама и вовсе обидится на родительскую генетику за неуместный «подарок» и побежит исправлять ошибку природы у пластического хирурга.
То ли дело нос нордический. Кельтские и динарские носы имеют высокое основание, по форме они прямые, аккуратные, не сильно выступающие и небольшой длины (в отличие от греческих). Потомков кельтов можно встретить сейчас по всей Европе, особенно в северной ее части и на туманном Альбионе. Пожалуй, в настоящее время нордический (кельтский) нос является эталоном красоты, к которому многие стремятся.
Впрочем, не все северные народы могут похвастаться эстетической безупречностью профиля. Норманны (они же викинги) вроде тоже были нордического происхождения, но имели вогнутый нос с высоким основанием. Зачастую его форма характеризовалась уплощением первой (иногда и второй) трети носа, в то время как кончик сильно выступал. В наше время норманнские носы
довольно часто встречаются у финнов, норвежцев и других северян.
Славянский нос
Можно долго спорить, существует ли вообще такое понятие, как «славянский нос», но, с другой стороны, наших сограждан с соответствующей внешностью каким-то образом очень быстро «вычисляют» за границей. По каким же признакам? Фирменный русский нос довольно широк посередине, имеет высокое переносье и умеренную длину, а продольные оси наружных
носовых отверстий обращены почти прямо вперед. Также типичным славянским признаком является форма «уточкой» (не путать с курносостью!). Чтобы представить, о чем речь, взгляните
на портреты генсека Никиты Хрущева и маршала Климента Ворошилова. А вот курносый нос, оказывается, совершенно не характерен для восточного славянина (встречается только у 7% русских и украинцев), куда более типичен этот признак для немцев (25%).
Конечно, это далеко не полная классификация, и вариаций намного больше, тем более что мы рассмотрели только европейские типы носов, оставив за кадром монголоидные, африканские
и другие. В действительности форма носа определяется большим количеством признаков, и любые их сочетания могут создать свой уникальный вид.
Профиль наших дней
Сейчас принято обращаться к пластическим хирургам не только ради устранения бросающихся в глаза дефектов или восстановления нормального дыхания, но и затем, чтобы просто улучшить эстетические показатели своей внешности. Стремясь к совершенству, люди хотят видеть свой нос более изящным, тонким и аристократичным, сделать лицо притягательным и лишенным каких-либо недостатков.
Одной из тенденций в современной ринопластике можно назвать возросшее число мужчин, обращающихся за помощью к пластическим хирургам. Прошли те времена, когда сильному полу прощалась любая внешность (достаточно быть «чуть краше черта»), да и сами мужчины стали требовательнее к своему отражению в зеркале.
«В целом среди пациентов обоих полов много обращений по поводу чрезмерного размера носа
и некрасиво выступающей горбинки, но наибольшее число нареканий орлиный нос вызывает,
конечно, у женщин, — отмечает Зураб Хуцидзе, один из ведущих пластических хирургов по ринопластике. — Он придает лицу грубоватость, а порой и агрессивность — черты явно нежеланные для прекрасной половины человечества. Будучи центральной и самой выступающей частью лица, нос задает всю картину облика и влияет на общее восприятие человека. Когда мы хирургически убираем горбинку, внешность заметно меняется в лучшую сторону, а затем нередко меняется и судьба пациента. Если говорить о статистике, три человека из десяти приходят с жалобой на нос картошкой, другие недовольны длиной и шириной носа, особенностями его формы. 35−40% людей вынуждены обращаться к пластическому хирургу из-за полученной травмы или бросающейся в глаза кривизны, возникшей в результате иных причин. Периодически женщины приносят с собой фотографии каких-то знаменитостей и просят сделать себе такой же нос. Я считаю такую практику совсем не плохой, ведь принесенный образец позволяет лучше понять пациента, увидеть, что он в действительности хочет, и продумать технические пути решения поставленной задачи.
Конечно, есть некоторые ограничения, диктуемые анатомической структурой носа. Например, большой нос с высоко выступающей переносицей проблематично сделать курносым и крошечным a lâ Клаудия Шиффер, но в большинстве случаев все же удается максимально приблизиться к запросам пациента. Вопреки расхожему мнению кожа на носу способна усаживаться в любом возрасте, даже в 60−70 лет, поэтому уменьшить нос никогда не поздно. Другой вопрос: чем старше человек, тем дольше придется ждать результата — окончательную форму нос сможет принять лишь через 8−18 месяцев».
Споры о вкусах
Когда к пластическому хирургу приходит пациент с носом, больше напоминающим огромный клюв, да еще и асимметричный, то его желание изменить свой облик вполне понятно, потому что мало найдется ценителей подобной «красоты». Но ведь бывают случаи, что у человека от природы симпатичный, аккуратный нос, а он хочет сделать его еще меньше. Или врач видит, что желаемый пациентом тип носа совершенно не подойдет к чертам его лица. Как тут быть?
«Прежде всего хирург должен донести до пациента, что выбранный вариант носа будет выглядеть негармонично и нехорошо, — продолжает Зураб Хуцидзе. — Конечно, тут необходимо обладать художественным вкусом и чувством пропорции, ведь ответственность за эстетический результат лежит на враче. Если пациент продолжает упорствовать, можно предложить ему сходить на консультации к другим специалистам и услышать несколько мнений. Кроме того, врач всегда имеет право отказать в проведении операции, если видит, что между ним и пациентом не наладилось взаимопонимание. На сегодняшний день пациенты нередко сами ищут себе хирурга или идут по рекомендациям знакомых, однако при выборе специалиста надо учитывать, что практически каждый из них обладает индивидуальным хирургическим почерком. Причем почерк этот может выражаться по-разному: один доктор „лепит“ однотипные носы, отвечающие определенным и четким стандартам, у другого есть лишь еле уловимый акцент — характерные линии, углы, траектории. Иногда достаточно зайти на сайт оперирующего хирурга и присмотреться к череде его работ, чтобы заметить конкретные эстетические пристрастия. Это неплохо, когда у врача есть свой фирменный стиль, но если лично вам он не подходит, то лучше поискать другого, чьи вкусы вы разделяете. И все-таки высший пилотаж проявляется в умении хирурга подчеркивать индивидуальные черты человека и каждый раз творить нечто неповторимое. Ведь идеального профиля в ринопластике не существует, но существует огромное разнообразие лиц, уникальных и непохожих, чью красоту можно подчеркнуть».