Примерно к сорока годам становится очевидным, что средняя зона лица в наибольшей степени подверглась возрастным изменениям (чуть позже ее «догоняют» нижняя часть лица и шея). Причин тому несколько. Во-первых, мимическая активность вызывает появление носогубных складок и морщин вокруг глаз. Во-вторых, на скуловую область, как на самую выступающую, приходится максимум фотоповреждений. В-третьих, с годами происходит ослабление связочного аппарата, и под воздействием земной гравитации щеки «провисают», образуя борозды. Но самые первые признаки прожитых лет появляются под глазами в виде запавших глазниц, «мешков» и кожных складок. Случается это из-за истончения подкожно-жировой клетчатки и ее смещения вниз, при этом сквозь тонкую полупрозрачную кожу нижних век начинают просвечивать сосуды и подлежащие ткани.
Подводя итог, назовем основные признаки старения средней зоны лица, с которыми нам предстоит бороться:
• слезная борозда и пальпебромалярная борозда, то есть резкая рельефная граница между нижним веком и щекой;
• морщины, излишки кожи и птоз
нижнего века, «мешки» под глазами;
• борозда, проходящая от внутреннего угла глаза к скуле;
• носогубная складка — нависание кожи щеки сбоку от носа и над верхней губой;
• уменьшение объема скул из-за птоза мягких тканей;
• потеря объема щек.
Полная реформация
До некоторых пор подтяжка средней зоны лица (от нижнего века до носо-губной зоны) представляла собой определенную проблему. Дело в том, что именно эта область в наименьшей степени корректируется при проведении классической круговой подтяжки лица, поэтому хирургический лифтинг приходилось дополнять другими методиками, к примеру, контурной пластикой. Но на сегодняшний день появились методики, позволяющие подтянуть данную область, причем эндоскопически, то есть с минимальными разрезами. Но прежде поговорим о самом глав-
ном — о глазах. Иногда вполне обычная блефаропластика, избавляющая нас от «мешков» и излишков кожи, заметно омолаживает лицо без каких-либо дополнительных вмешательств в среднюю зону. Чтобы понять, ваш ли это случай, взгляните в зеркало и приподнимите кожу под глазами, имитируя подтяжку. Это та кожа, которая годами растягивалась, увлекаемая книзу птозом щек. Если вернуть ткани щек наверх, то эта кожа становится лишней и может быть удалена разрезом под ресницами нижнего века. Порой этого достаточно, чтобы лицо начало выглядеть моложе
и свежее.
«Классическая нижняя блефаропластика выполняется через разрез под линией ресниц, при этом производится отслойка кожи от круговой мышцы глаза, затем удаляются или перераспределяются жировые грыжи и иссекаются избытки кожи, — объясняет Елена Карпова, кандидат медицинских наук, пластический хирург «Клиники Данищука». — На прооперированную поверхность накладываются тонкие косметические швы, и никаких заметных следов через пару месяцев уже не останется. Дополнительно, чтобы сгладить линию перехода от глаза к скуловой области,
а также для профилактики выворота нижнего века, проводится миокантопексия. Суть операции — подтяжка уголков век и кожи нижнего века. Это позволяет приподнять уголки глаз, сделать взгляд более жизнерадостным и открытым. Еще один вид коррекции нижних век —трансконъюнктивальная бле-фаропластика. Она рекомендуется для удаления жировых грыж, когда нет избытков кожи. В ряде случаев появление «мешков» под глазами связано не с возрастом, а с наследственным строением тканей, тогда молодым пациентам врач предлагает именно эту методику. Здесь небольшие разрезы делаются со стороны конъюнктивы нижнего века (то есть изнутри), и никаких видимых рубцов не остается. Главным преимуществом методики является полное отсутствие хирургических следов на внешней стороне век, сокращенный реабилитационный период и полная безопасность проведения операции.
Если одной блефаропластики для улучшения внешнего вида все-таки недостаточно, одновременно с ней можно провести лифтинг средней зоны лица, или сheеk-lifting (чек-лифтинг). Чек-лифтинг дает возможность убрать нависание щечного валика над носогубной областью, сгладить слезную борозду, приподнять щеки. Операция удобна тем, что ее выполняют через тот же доступ, что и обычную нижнюю блефаропластику, то есть дополнительных разрезов не требуется.
Подтяжка тканей осуществляется снизу вверх (а не по диагонали к виску, как при других методиках лифтинга). Ткани перемещаются в свое первоначальное положение, что обеспечивает максимально естественный результат, кото-рый держится около пяти-семи лет. Воссоздать молодой овал лица помогают эндотины — тонкие пластинки из полимолочной кислоты, которые фиксируют ткани в новом положении, а потом бесследно рассасываются. Главный эффект от проведенной коррекции — посвежевшее и молодое лицо вместо усталого и грустного.
Однако при всех своих достоинствах данная операция не является панацеей, и в ряде случаев для получения наилучших результатов требуется эндоскопический лифтинг. По сравнению
с чек-лифтингом эндоскопия более инвазивна, но и более эффективна. Разрезы делаются в височной части головы, внутри рта и по нижнему веку, затем врач при помощи эндоскопических инструментов отделяет мягкие ткани средней зоны лица от скуловых костей и проводит саму подтяжку — поднимает ткани вверх и вбок и фиксирует их в новом положении с помощью эндотинов. Методика позволяет получить гармоничный и естественный результат омоложения, убрать носогубные складки, избавиться от скуловых «мешков».
Внести коррективы
Бороться с возрастными изменениями средней трети лица можно силами косметологии. Тем более что своевременный и регулярный салонный уход отсрочит обращение к более инвазивным методикам, в частности, к хирургии.
Для начала вспомним, что старение затрагивает несколько слоев тканей:
• непосредственно кожу (дерму, эпидермис);
• подкожно-жировую клетчатку;
• связочный аппарат (соединительно-тканные структуры);
• глубокие пласты жира (они имеют тенденцию с годами перемещаться вниз).
«Зачастую проблема гравитационных изменений связана с миграцией средней части щеки вниз, а также с гипотрофией подкожного жира, — рассказывает Людмила Камелина, врач-дерматокосметолог „Клиники Данищука“. — В результате ткани лица перемещаются вниз неравномерно, и исправить ситуацию лишь одним каким-то косметическим приемом невозможно, воздействовать приходится сразу на всех уровнях. Чтобы верно подобрать сочетание методик, косметолог прежде всего определяет конституционный тип старения пациента. Это та самая „печка“, от которой дальше следует „танцевать“. Самые распространенные в нашей полосе типы старения — мелкоморщинистый и деформационный (возрастные проблемы у них проявляются по-разному).
У мелкоморщинистого типа кожа рано покрывается сетью поверхностных морщин, так как она от природы тонкая, нередко сухая, с маловыраженной подкожно-жировой клетчаткой. Чтобы вернуть ей упругость и тонус, в ход идут стимулирующие и повреждающие методики, к примеру:
поверхностные химические пилинги, которые активизируют работу фибробластов, а следовательно, синтез коллагена, эластина, фибронектина. Кроме того, они борются с проявлениями фотостарения, разглаживают мелкие морщинки, улучшают структуру кожи и цвет лица. Обычно рекомендуют курс пилингов из восьми-десяти процедур с интервалом в неделю; инъекционные методики, среди которых процедурой номер один является биоревитализация. Внутрикожное введение гиалуроновой кислоты насыщает кожу влагой, восстанавливает эластичность и тургор кожи, оказывает антиоксидантное действие, устраняет дряблость и выравнивает кожный рельеф; не менее полезна мезотерапия с микроэлементами, в особенности с органическим кремнием, который способствует регенерации кожи, укреп-ляет соединительные волокна, защищает клеточные мембраны от атак свободных радикалов, повышает уровень увлажненности кожи; фракционный фототермолиз — аппаратная процедура, вызывающая сокращение и уплотнение кожи, раз-глаживание морщин, регенерацию на уровне дермы, избавление от гиперпигментации.
Все перечисленные методики осуществляют лифтинг на уровне кожи. Однако старение затрагивает и более глубокие слои. Мелкоморщинистое лицо с возрастом начинает выглядеть истощенным из-за нехватки подкожно-жировой клетчатки. Чтобы вернуть ему объем и приятную округлость, применяются контурная пластика и липофилинг. Эффект лифтинга здесь достигается за счет наполнения лица изнутри и разглаживания кожи.
Для контурной пластики подбираются легкие гиалуроновые филлеры низкой плотности и высокой пластичности, чтобы после их введения лицо выглядело естественно. Уплощение средней части
лица — один из самых явных маркеров старения. В этом случае „сдувшиеся“ скулы и переместившиеся ткани корректируются глубокими инъекциями филлеров.
Липофилинг, или инъекционное введения собственного жира, — идеальная процедура при мелкоморщинистом типе старения. Благодаря новейшим методикам приживается до 80% пересаженного жира, причем вместе с жировыми клетками переносятся и факторы роста, которые способствуют омоложению кожи и прорастанию в ней новых кровеносных сосудов. В результате лифтинг происходит сразу на нескольких уровнях и дает максимальный эффект омоложения.
Для гравитационного (деформационного) типа старения мелкие морщины не характерны (исключение — периорбитальная область), зато птоз тканей вкупе с глубокими носогубными складками выражен довольно ярко. Это связано с тем, что кожа у этого типа довольно толстая и тяжелая, а под ней — значительные скопления жира. С годами часть поверхностного скулового жира провисает и опускается вниз, пока не достигнет носогубной складки. Дальнейшего его смещения не происходит благодаря со-единению кожи и круговой мышцы рта, но именно из-за этого возникает глубокий носогубный залом.
Ведущими лифтинговыми методиками для деформационного типа станут радиочастотный (RF) и ультразвуковой аппаратные лифтинги. RF-лифтинг воздействует на кожу и частично на подкожно-жировую клетчатку, умеренно сокращая количество жира, устраняя застойные и отечные образования, свойственные деформационному старению. Во время процедуры происходит разогрев дермы, запускается ряд компенсаторных механизмов, включая улучшение местного крово-снабжения и ускоренное продуцирование нового коллагена. После курса из двух-трех сеансов общая площадь кожи сокращается на 10—20%, разглаживаются морщины и складки, создается новый поддерживающий кожу каркас.
Ультразвуковой лифтинг позволяет безоперационно осуществлять глубинный лифтинг на уровне SMAS, то есть на уровне поверхностных мышц. Основная функция SMAS — удерживающая, она обеспечивает четкий овал лица. Благодаря сфокусированным ультразвуковым волнам происходит
терапевтическое повреждение мышечных, коллагеновых и эластиновых волокон кожно-апоневротической системы. Таким образом, подтягивается не только кожа, но и более глубокие ткани и связки, восстанавливаются четкие контуры, в том числе плохо поддающейся коррекции средней части лица.
Щечно-скуловая область — это центр гармонии и равновесия лица. С помощью контурной пластики можно провести ремоделирование этой зоны лица.
У деформационного типа старения смещение подкожного жира вниз приводит к углублениям, бороздам и провалам в области щек, под глазами (с переходом на скулы), у носа. В молодом возрасте поверхностные слои жировой ткани в значительной степени отвечают за форму и полноту скул и щек, однако после 35—40 лет картина меняется не в лучшую сторону. Грамотное
введение филлеров позволяет воссоздать прежние объемы и контуры лица. Но здесь важно не перегрузить лицо, не сделать его слишком „тяжелым“ или „надутым“, поэтому контурную пластику рекомендуется проводить крайне деликатно и сочетать с аппаратными методами подтяжки.
Существует еще один тип старения, которому поможет биоармирование лица гиалуроновыми филлерами. Речь идет о так называемом усталом типе, который с годами обычно переходит
в деформационный. Он характеризуется слабостью мышц и связочного аппарата, из-за чего уже в молодом возрасте лицо выглядит осунувшимся, усталым, особенно заметен птоз тканей к концу дня. Решение проблемы — векторный лифтинг, который подразумевает введение филлеров по определенной схеме с целью создания подкожного удерживающего каркаса. Векторный лифтинг дает возможность подтянуть кожу в нужном направлении, то есть задать ей вектор сжатия. А гиалуроновая кислота, находясь в тканях, продлевает эффект подтяжки благодаря направленному сжатию кожи от периферии к центру, что заметно улучшает внешний вид.
Таким образом, при любом типе старения можно добиться оптимальных результатов лифтинга и омоложения средней зоны лица».