Контурная пластика способна отодвинуть свидание с пластической хирургией на долгое время — об этом еще совсем недавно женщины могли только мечтать. И прогресс не стоит на месте: глубокое введение препаратов стабилизированной гиалуроновой кислоты сегодня стало возможным с помощью не только иглы, но и мягкой канюли (в этом случае на лице делается всего пара проколов). Впрочем, обо всем по порядку.
Кто-то сталкивается с заметными возрастными изменениями уже в 30 лет, а кто-то лишь в 40 — тут многое зависит от генетики и образа жизни, поэтому показанием к контурной пластике должен быть не год вашего рождения, а реальное состояние лица, шеи, области декольте.
Если лицо выглядит осунувшимся и усталым, «поплыл» овал, провисли скулы, отчетливо обозначились слезные борозды, придающие вам печальный вид, пожалуй, стоит задуматься о контурной пластике. К сожалению, рано или поздно у всех формируются заломы и морщины (особенно в носогубной области и вокруг глаз), сокращается и перераспределяется подкожно-жировая клетчатка, происходит ее нависание над зонами прикрепления мышц (птоз). Данный процесс носит название инволюционно-дистрофических изменений и характерен как для мелкоморщинистого, так и для деформационного типа старения.
Традиционная методика
«Для восполнения „провалов“ лица применяется контурная пластика, и в качестве наполнителя чаще всего используют стабилизированную гиалуроновую кислоту, — говорит Елена Гузь, врач дерматолог-косметолог „Клиники Данищука“. — Традиционно филлеры вводятся под морщинки или складки обычными тонкими иглами, с тем чтобы сгладить их. Существуют разные техники инъекций: векторные, веерные, точечные. К примеру, векторное распределение позволяет не просто заполнить морщину, но и создать своего рода внутридермальный каркас. Сама по себе гиалуроновая кислота представляет собой очень эластичное вещество и едва ли может удержать ткани от провисания. Однако вокруг области ее введения со временем образуется дополнительная соединительная ткань, которая и служит поддержкой для кожи. При формировании такой соединительнотканной сетки можно предусмотреть ее вектор сжатия и тем самым обеспечить направленный лифтинг. Другими словами, мы можем не просто подтянуть отдельные области, а сделать это их в заданном направлении. Оптимальным временем для проведения процедуры является период появления первых маркеров старения (у кого-то это случается уже в 25 лет, но чаще всего — в 30—35). Чем раньше получится „поймать“ первые возрастные изменения, тем выше шансы продлить себе молодость и не допустить возникновения глубоких морщин и складок.
Морщины бывают как глубокими, так и поверхностными, поэтому для их коррекции используют гели разной плотности, но даже самый мягкий и эластичный филлер не способен естественным образом заполнить, к примеру, мимические складки на лбу, потому что кожа здесь очень тонкая и контур геля будет заметен. В этом случае косметолог подключает другие методики — инъекции ботулотоксина или шлифовку кожи. Решить все возрастные проблемы только с помощью контурной пластики не получится, но если сочетать ее, к примеру, с радиочастотным лифтингом или фракционным термолизом, то можно добиться впечатляющих результатов. Комбинированный подход и регулярные поддерживающие процедуры позволят вам выглядеть лет на десять моложе своих сверстников.
Конечно, избежать старения пока еще никому не удалось, и в конце концов косметологические ухищрения перестают работать или дают очень слабый эффект. В принципе, контурную пластику можно проводить и в 70 лет, и результатом будет посвежевшее лицо, но такого омоложения и внутреннего сияния, как в 35—40 лет, ожидать не стоит. После определенного возрастного рубежа пациент сам решает, достаточно ли ему незначительных улучшений от косметологических процедур или пора решать вопрос радикально».
Безусловно, в возрасте до 45 лет контурная пластика является фаворитом среди методик антивозрастной терапии. Этому способствует быстрота получаемого результата, а также практически полное отсутствие реабилитационного периода и относительная ценовая доступность.
Сама процедура введения препарата занимает не более получаса. Анестезии при линейной технике обычно не требуется, но при необходимости врач предварительно наносит на кожу обезболивающий крем.
Объемное моделирование
Традиционная техника контурной пластики до поры до времени не позволяла вводить большие объемы геля и корректировать значительные области (например, скулы, подбородок). Принципиально новый этап в эстетической медицине начался с появлением микроканюль в дополнение к иглам. Методика 3D-моделирования лица была впервые предложена французским пластическим хирургом Бернардом Херцогом, и поначалу применяли ее только хирурги.
«Канюли дают как врачу, так и пациенту ряд преимуществ, — объясняет Елена Карпова, пластический хирург „Клиники Данищука“. — Прежде всего это минимизация количества проколов — до одного на каждую зону. Меньше проколов — меньше следов и синяков. Изначально это скорее хирургическая, а не косметологическая методика, поскольку филлеры вводятся в глубокие слои тканей, вплоть до надкостницы, и здесь важно хорошо знать анатомию, чтобы не задеть нервы и важные сосуды. Для восстановления объема скул делается всего один прокол (точка введения выбирается таким образом, чтобы из нее можно было обработать всю зону коррекции), затем вводится канюля с тупым концом, которая не травмирует сосуды, и препарат постепенно распределяется в тканях. Объемное моделирование проводится филлерами высокой плотности, которые способны вернуть утраченные с возрастом контуры и удерживать ткани в нужном положении до 1,5 лет. При помощи объемной контурной пластики можно восстановить овал лица, подтянуть его нижнюю треть, скорректировать „брыли“, приподнять уголки рта, сгладить слезные борозды и носогубные заломы, красиво очертить скулы, добавить объема подбородку. Благодаря глубокому введению геля он не будет прощупываться под кожей, как это иногда бывает при поверхностных инъекциях. Послойное введение филлеров разной плотности на разные уровни мягких тканей обеспечивает трехмерный лифтинг. Раньше этой техникой владели только хирурги, но сейчас все больше косметологов успешно выполняют данную процедуру. Использование канюль перестало быть прерогативой хирурга, хотя это справедливо лишь в отношении гиалуроновых филлеров. Контурную пластику можно также проводить с помощью собственного жира пациента, и тут начинается епархия исключительно хирурга. Липофиллинг представляет собой скорее операцию, чем косметологическую процедуру, ведь жир необходимо предварительно забрать у пациента, очистить и подготовить особым образом, а потом еще ввести с хирургической точностью, чтобы прижилась максимальная его часть. Решение о том, какой вид контурной пластики предпочесть, всегда принимается в индивидуальном порядке на личной консультации».
Профессиональные тонкости
«Многих пациентов беспокоит вопрос, насколько естественным будет результат от введения филлеров, — продолжает Елена Гузь. — В идеале работа врача не должна бросаться в глаза,
человек просто начинает выглядеть помолодевшим и посвежевшим. Добиться этого можно разными способами. Прежде всего специалисту необходимо чувство меры, ведь некоторые пациенты требуют накачать себе огромные губы или неестественно выпуклые скулы, но существуют нормативы введения препаратов в одну зону. Например, в область носогубных складок вкалывается не более 1 мл геля, в обе скулы — не более 2 мл. Лучше сначала ввести поменьше препарата, а на следующей процедуре добавить, чем допустить явный перебор. Перед врачом также стоит задача сохранить природную индивидуальность лица, соразмерность отдельных его частей, особенности мимики и ее живость. Тут требуется обладать развитым эстетическим восприятием и чувством гармонии, видеть облик человека в целом».
Как уже отмечалось, врач использует разные техники введения и разные филлеры в зависимости от типа старения лица. «Пожалуй, идеальными кандидатами на проведение контурной пластики являются клиенты с так называемым усталым типом, — говорит Елена Карпова. — Им свойственны атония тканей и недостаточная развитость костей скелета. Когда мы вводим этим пациентам гель, они преображаются буквально на глазах. Контурная пластика рекомендована им уже в 25—30 лет
в качестве профилактики возрастных изменений. Очень хорошо реагируют на объемное моделирование клиенты с деформационным типом старения (у них толстая, тяжелая кожа и хорошо развитая подкожно-жировая клетчатка). Введение плотного геля с помощью канюли позволяет
избавить этих пациентов от начального птоза, плоских скул, носогубных заломов.
Сложнее работать с мелкоморщинистым типом. У таких пациентов очень тонкая, пергаментная кожа и совсем небольшая жировая прослойка, поэтому филлеры здесь приходится выбирать с большой осторожностью, чтобы они не были заметны. От статических мелких морщин вокруг рта и на щеках избавиться с помощью одних филлеров невозможно, тут необходимы аппаратные технологии и косметологические методики, стимулирующие выработку коллагена и увеличивающие плотность и эластичность кожи (например, RF-лифтинг, плазмолифтинг, биоревитализация, мезотерапия). Затем применяется комбинация классического линейного филлинга и объемного моделирования. Это позволяет практически полностью воссоздать контуры молодого лица и сохранить его естественность.
Наименее подходящими кандидатами на проведение контурной пластики являются пациенты, склонные к отечности, так как гиалуроновая кислота удерживает вокруг себя много влаги. Скорректировать ситуацию можно путем введения меньшего количества геля и проведения лимфодренажа на второй-третий день после процедуры. Но в некоторых случаях даже это не помогает, и тогда пациенту предлагают отказаться от гиалуроновых филлеров в пользу других косметологических методик. Если ввести слишком много геля, даже у клиента с нормальным типом могут возникнуть стойкие отеки, особенно под глазами. Что опять возвращает нас к вопросу об умеренности как со стороны врача, так и со стороны пациента».