История самого привычного нам бьюти-средства началась с освоения человечеством щелочи, а именно — золы. Легенды приписывают изобретение мыла древним римлянам: якобы во время дождей с высокогорных жертвенных алтарей в Тибр стекало множество несгоревших останков животных. Кости и зола, хорошенько отбитые в воде горных рек и ручьев, отлично пенились, и женщины, стирающие в Тибре белье, заметили моющие свойства этой священной грязи.
Средневековый христианский мир узнал рецепт мыла не от римлян, а от арабов — через испанских мусульман, которые практиковали ритуальные омовения. Они смешивали калиевую соль, известь, козий жир, оливковое масло и золу морских водорослей. Несколько видоизменив этот рецепт, европейцы стали сами изготавливать мыло примерно в XII веке. Сначала прославилось кастильское мыло из Испании, а затем инициативу перехватили Венеция, Генуя и Марсель. В XV веке мыло приобрело свою привычную форму — твердого брикета с вдавленными надписями. Кроме того, вместо золы стали использовать природную кальцинированную соду, что привело к снижению себестоимости бьюти-средства.
Вскоре европейцы придумали взбивать мыло в пену и использовать ее при бритье: раньше этот процесс был настолько опасным и болезненным, что даже не вставал вопрос о том, что удобнее — носить бороду или скрести щетину. В то же время среди дам распространилась мода ходить… умытыми. Этому предшествовал ряд инноваций — в частности, производители научились придавать своему продукту деликатный аромат, добавляя эфирные масла розы, гвоздики, майорана, лаванды.
В конце XVIII века англичанин Эндрю Пирс решил делать мыло из более деликатного сырья — глицерина. Так была основана легендарная фирма Pears, производившая первое в мире прозрачное мыло, имеющее чудесный легкий аромат. Ее стильные рекламные плакаты вошли в историю мирового искусства, но главное — мы получили пластичную и мягкую мыльную основу, из которой в наше время создают настоящие гигиенические арт-объекты.