В диетах за последнее время мир вообще разочаровался. Вспомните, с каким энтузиазмом мы еще недавно кидались жить по «низкоуглеводному» Аткинсу. Сколько денег потратили на тесты по крови и как мучались, отказывая себе в запрещенной утренней чашке кофе. Как давились капустным супом, которым дни напролет, согласно «достоверным» интернет-данным, наслаждалась стройная американская красотка Сара Мишель Геллар. И как лишали себя права даже смотреть на десятиграммовый кусочек сливочного масла на том основании, что жиры запретил мудрый доктор Притикин. Потом, правда, выяснилось, что доктор Аткинс сам умер весьма тучным мужчиной, что меню по крови — вещь сомнительная, так как состав этой самой крови постоянно меняется, что капустный суп — не что иное, как мизерное количество калорий и что, наконец, совсем лишать себя жиров глупо, потому что страдают кожа, волосы и ногти. Не говоря уже о позитивном мировосприятии. А ведь были еще голливудские фруктовые коктейли по заоблачной цене, лосось три раза в день и сеансы самодеятельного детокса после обильных праздничных застолий.
Весь мир сидит на диетах, а толку мало. В принципе, число людей с избыточным весом сегодня практически не изменилось. Примерно каждый второй житель России испытывает проблемы с лишним весом, а каждый третий страдает ожирением. Настораживает другое: огромное количество полных детей и подростков и неуклонно возрастающее число так называемых лабильных больных — то есть тех, чей вес превышает нормальный более чем вдвое.
Объяснения у врачей наготове: люди сегодня больше едят. А если и не больше, то меньше тратят энергии. Ведь приход энергии с пищей и ее расход в результате определенной работы должны соответствовать друг другу. Когда тратишь меньше положенного, остаток будет неизбежно накапливаться в подкожно-жировой клетчатке.
И в самом деле, как тут похудеть, если нас окружает cплошь рафинированная (то есть полностью усваиваемая) пища? Если мы постоянно перекусываем чипсами, конфетами и запиваем все это газировкой? Если едим на ходу или не едим днем вообще, наверстывая упущенное вечером в кругу семьи? Если мы перестали считать за еду сухофрукты и орехи, то есть продукты с высокой энергетической ценностью? Если мы не утруждаем себя чтением этикеток к продуктам, которые ежедневно покупаем?
Но даже покончив с чипсовыми перекусами и поклявшись начать жизнь с чистого листа, мы не можем быть уверенными, что этот девственный лист не испещрится вскоре неприятными врачебными диагнозами. Бесконтрольное следование модным диетам чревато, предостерегают диетологи. Толстые люди быстро могут снизить вес за счет потери жидкости. Все добавки и быстрые диеты приводят в первую очередь к обезвоженности, потому что в них используются мочегонные компоненты и слабительные. На запасы жира такие диеты не влияют. Зато очень сильно влияют на здоровье в целом.
Правила разумного питания остались прежними: дробное питание, еда с перерывом в два часа, более обильный завтрак (в первой половине дня есть положено больше, чем во второй). Нельзя ужинать после шести-семи часов, необходимо убрать из рациона простые углеводы — сахар, варенье. Если нужно снизить артериальное давление, лучше совсем исключить соль. Еда должна быть нейтральной, то есть не возбуждать аппетит (вряд ли последняя рекомендация придется по душе поклонникам пряных восточных кухонь).
Некоторым так жить невкусно. Ну не могут они есть «несоленое-неперченое». А некоторые, чтобы питаться правильно, даже нужна помощь психотерапевта. Сегодня врачи единодушны как никогда: нередко мы заедаем стрессы. Еда — хороший антидепрессант. Она как наркотик — отлично снимает напряжение, усталость и раздражение. Человек ест не потому, что голоден, а потому, что ему хочется получить удовольствие. Многие этого просто не замечают. На еду подсаживаются так же, как подсаживаются на компьютерные игры или казино. И эту зависимость нужно лечить. Это работа не только диетолога, но и психотерапевта.
Психотерапевты учат противостоять стрессу не через холодильник. Представьте себе, вот посидели вы на какой-нибудь новомодной диете, скинули несколько килограммов, а что дальше? Как вести себя потом, вас проинструктировать забыли, и вы растолстели еще больше. А ведь это нормальная реакция организма. У него отнимали, его поставили в стрессовую ситуацию. Конечно, по ее завершении он бросается наверстывать упущенное, и вес растет еще больше. То же самое происходит, когда в желудок вставляют специальные капсулы или накладывают на него перешейки, чтобы уменьшить объем. Казалось бы, к человеку должно быстрее приходить чувство сытости. Но психологически-то он не изменился. Он страдает. А от этого возникают другие болезни — к примеру, гипертония или кожные заболевания.
Человек недополучает удовольствия. Это только говорят, что полные люди — добрые. Неправда. Просто у них такой характер: они не любят конфликтов. Уходя от стрессовых ситуаций, они не бьют посуду, не плюют в спину начальнику, а приходят домой и — наедаются. Казалось бы, конфликт разрешен, все в порядке, но какой ценой!
Поэтому главное — научить человека радоваться другим вещам, «переместить вектор» удовольствий. Можно, к примеру, начать рисовать, прыгать с парашютом, заняться дайвингом или лыжами. Или, если совсем уж банально, — разозлиться — спуститься с четвертого этажа на первый и подняться наверх. Одеться и пройтись вокруг дома, вынести мусорное ведро. Лишь бы только не открывать холодильник. Нужно разрушить эту пагубную зависимость.
Но самое главное — не похудеть на энное количество килограммов, а удержать взятую высоту. Невозможно сидеть всю жизнь на диете. Невозможно всю жизнь зависеть от каких-нибудь «целебных» пилюль. Необходимо полностью поменять пищевые привычки. Помните те самые заповеди? Частое дробное питание, маленькие порции, «полуотданный» врагу ужин. Больше овощей и фруктов. Надо, наконец, понять, что нет продуктов очень вредных и очень полезных. Рацион должен быть сбалансирован по всем веществам — и углеводы пригодятся, и жиры в правильном количестве никуда не отложатся. И, конечно, бесполезно ставить перед собой задачу похудеть быстро. На возвращение к прежнему весу придется потратить половину времени, которое вы посвятили его набиранию. Только тогда похудение произойдет без ущерба для здоровья.
Звездам в этом отношении проще. Безупречная внешность — капитал, который нуждается в постоянных инвестициях. Поэтому знаменитости без особого сожаления тратят тысячи и тысячи долларов в месяц на личного диетолога и повара. Причем зачастую, поработав какое-то время в доме у известных хозяев, повар сам становится звездой, выпускает книжки с рецептами здоровой пищи, ведет кулинарные шоу на телевидении. Так случилось, например, с англичанкой Софи Митчелл, к двадцати двум годам успевшей поработать личным «шефом» Клаудии Шиффер. Сначала топ-модель ждала сына Каспера, потом хотела поскорее прийти в форму после родов. Неудивительно, ей пришлись по вкусу гурманские блюда Софи, приготовленные сплошь из органических продуктов.
Личный повар — в Америке эта профессия вошла в двадцатку самых востребованных в ближайшие годы. Европейским звездам и бизнесменам тоже понравилось, когда их обслуживают профессионалы.
Россию личными поварами тоже не удивишь — по крайней мере, девушки с Рублевки давно уступили место у плиты домработницам. Есть и более бюджетный и удобный вариант личного повара. Сейчас появилось немало сервисов именно здорового питания: каждое утро домой клиентам доставляют коробку, в которой еда на день — из расчета на шесть приемов пищи, рассчитанная на снижение веса. Блюда в одноразовых контейнерах остается только засунуть в микроволновку и разогреть. Меню разрабатывается врачом-диетологом после встречи с заказчиком, соответственно, учитываются как его потребности и особенности здоровья, так и вкусовые привычки. Минимальный курс лечебного питания составляет двадцать один день, и за это время клиенты (если они, конечно, тайком не подкрепляются гамбургерами) теряют до десяти процентов своего веса.
А что остается всем тем, кто не имеет персонального повара, кто ежедневно обречен на пребывание в офисе без нормальной столовой? Всем тем, кто не находит не то что часа — десяти минут, чтобы поесть? Сделайте паузу и скушайте яблоко или даже любимую шоколадку. В конце концов, в жизни не так много удовольствий.