Понятное дело, что сначала прерогатива душиться ими принадлежала лишь мужчинам (в основном это были короли и политики, как несложно догадаться). Но в наш век всеобщей эмансипации эти легкие свежие ароматы с цитрусовыми нотами приходятся по душе и женщинам.
По одной из легенд, лавры создания одеколона принадлежат итальянцу Джованни Марии Фарине. В 1709 году он открыл в Кельне первую в мире парфюмерную мануфактуру Farina GegenuЁber, где начал смешивать масла цитрусовых с кедром.
В общем-то с тех пор и повелось, что одеколон — это всегда композиция на основе цитрусовых компонентов. Получившийся аромат Джованни назвал KoЁlnisch Wasser («Кельнская вода») и начал активно продвигать его. Тут очень кстати пришлась Семилетняя война. Оказалось, что Eau de Cologne отлично дезинфицирует раны и перебивает запах пота вояк.
Не стоит забывать, что гигиена в те времена была не в чести, ведь даже король Людовик XV предпочитал просто обтираться влажным полотенцем. Неудивительно, что цитрусовый аромат стал насущной потребностью, правда, позволить его себе могли только богачи. Так, король Фридрих II подарил одеколон Екатерине II, любил кельнскую воду и царь Александр I.
Главным же поклонником одеколонов считают Наполеона Бонапарта. Он не только обожал душиться ими, но даже полоскал горло и добавлял в чай. Неудивительно, что у него влегкую уходило минимум два флакона в день. К тому же одеколоны — продукты крайне нестойкие: концентрация ароматических веществ в них достигает всего пять процентов (для сравнения: в парфюме их до тридцати, в парфюмерной воде — около пятнадцати, а в туалетной воде — восемь-десять). Великий полководец, конечно же, взял с собой запас кельнской воды и на войну — так одеколон попал в Россию. В конце XIX века «Новая заря» даже выпускала «Тройной одеколон» с портретом Бонапарта. Тройным он назывался, поскольку содержал в себе три главных компонента (естественно, все цитрусовые): бергамот, лимон и нероли.
В XIX веке одеколоны уже стали более массовыми, так как парфюмеры научились создавать синтетические молекулы. Постепенно легкие цитрусы приобрели оттенок унисекс, а в последние годы их уже вовсю стали использовать женщины. Еще бы, как можно отказаться от ароматов, идеально подходящих для дневного времени. Некоторые марки сделали упор только на создание одеколонов, к примеру, Atelier Cologne и Jo Malone.
Ароматов других концентраций они не выпускают в принципе. Брэнд The Different Company же создал отдельную коллекцию разнообразных одеколонов и периодически ее пополняет. Ну и не стоит забывать про парфюмерную библиотеку Demeter: это уже больше двух сотен разнообразных ароматов в концентрации Eau de Cologne, причем среди них можно найти самые необычные — от запаха детской присыпки и молочного коктейля до сада после дождя и даже похоронного бюро…