Когда долгожданная беременность не наступает, у женщины возникает множество вопросов: стоит ли волноваться или можно подождать, к кому обращаться и с чего начать обследование? Ведь раньше в репродуктивных проблемах было принято винить женщину. Однако сегодня выявлены десятки факторов не наступления беременности, связанные именно с мужской потенцией.
Причин, приводящих к бесплодию, очень много и план обследования строится таким образом, чтобы поэтапно, от простого к сложному, проверить все возможные факторы. На вопросы о мужских проблемах деторождения отвечает генеральный директор «Республиканского Центра репродукции человека и планирования семьи» Андрей Степанович Акопян.
— Андрей Степанович, какой круг вопросов можно выяснить уже на первом приеме? Например, мужчине или семейной паре, обратившейся по поводу бесплодного брака?
— Советский человек по конституции имеет право иметь несколько болезней сразу. Так что круг вопросов и возможностей обследования достаточно широк. А если серьезно, привлекаются специалисты, отобранные за годы работы, имеющие авторитет, опыт и возможности. Мы стараемся идти от потребностей человека, а не от привычек учреждений и удобства персонала. Это более хлопотно, но дает более высокие результаты. Задача врача — убедить людей, что если есть состоявшаяся семья, стабильная любящая пара, то все остальные вопросы, связанные с зачатием и рождением ребенка, в итоге будут решены. Медицинская наука и практика уже накопили достаточный опыт, эффективность лечения за последние годы увеличилась, результат стал более прогнозируемым. Для первичного диагноза у мужчины достаточно осмотра, спермограммы, ультразвукового и гормонального обследования. При наличии этих данных диагноз ставится с высокой степенью достоверности.
— Если у пары не рождается ребенок, может в этом есть какой-то высший смысл?
— Подобные рассуждения ненаучны. Фертильность людей может различаться, репродуктивная же совместимость людей очень высока даже на межрасовом уровне. Генотип — это калейдоскоп из 4-х универсальных аминокислот, соединенных в разной последовательности. Если у пары много лет нет ребенка, значит она не занималась этим вопросом серьезно, либо не довела лечение до конца, либо применялись методы лечения, неадекватные клинической ситуации. Кроме того, не следует путать бесплодие и бездетность.
Важный фактор плодовитости — возраст женщины. После 28 лет начинается плавное снижение ее репродуктивного потенциала, после сорока — нарастает риск появления генетических мутаций. В жизни 95% зачатий происходит в течение первого года половых отношений пары без предохранения, поэтому через год совместной жизни допустимо говорить о «бесплодном браке». Раньше этот условный период равнялся 2 годам, а в США до сих пор — 4 года.
Основная тенденция — достижение искомой беременности максимально быстро с момента обращения. Хотя хорошие результаты лечения достижимы и у женщин 45−50 лет. Для мужчины фактор возраста не столь значим, хотя и у пожилых мужчин чаще отмечается рождение детей с психоневрологическими отклонениями, в частности, с аутизмом. Бытующее представление о том, что с возрастом «качество» детей выше, обосновано личной и гражданской зрелостью людей, их готовностью к родительству, способностью и желанием передавать ребенку свой личный жизненный опыт и знания. Исследования последних лет показывают, что способности новорожденных намного развитее и специфичнее, чем было принято считать ранее. Головной мозг новорожденного — уникальная матрица записи информации, усваиваемой с первого раза на «чистый» носитель. В семьях со взрослыми родителями отношение к детям более уважительное, равноправное. Дети очень чувствительны к этим проявлениям.
— В России высока доля женщин репродуктивного возраста по разным причинам, в том числе демографическим, не имеющих полового партнера. Что в таком случае советуют врачи?
— Одного ребенка женщина стремится родить в любом случае, независимо от наличия партнера, обеспеченности, места и времени проживания. Да и существенные различия в численности половозрастных когорт женщин и мужчин касаются лишь преклонных возрастов. В России законодательство, регулирующее репродуктивные технологии, одно из самых либеральных в мире, сегодня оно признает право одинокой женщины на применение вспомогательных репродуктивных технологий без каких-либо ограничений по ее брачному статусу. На мой взгляд, следует способствовать появлению любого желанного и здорового ребенка. Все остальное — вторично, утрясется. А человек родится.
— Давайте вернемся к мужчинам. Если врач поставил диагноз — импотенция…
— Способность к половой жизни официально входит в критерии «качества жизни» независимо от возраста мужчины. Что касается термина «импотенция», то по этическим соображениям от этого обозначения диагноза медицина отказалась уже давно. Эректильная дисфункция оценивается по 5-стадийной классификации, где 0 — отсутствие нарушений, а 5 — полная неспособность осуществления полового акта. Сказать мужчине: «Ты — импотент» может только безграмотная и не любящая женщина. Ведь у мужчины когда все нормально с потенцией? Когда ему хочется жить, когда у него есть деньги, он интересен, самореализован. А когда у него ситуация разорения, его преследуют, есть страх уголовного наказания — это действует разрушительно. 95% клинического диагноза, сопровождающиеся половыми расстройствами, — это последствия депрессии. И на восстановление потребуется время.
Все будет зависеть от того, какое у него окружение, какая семья, какой психотип, какая культура, будет ли он этим вопросом заниматься.
Сегодня, особенно с появлением новой группы препаратов для лечения эректильной дисфункции, возможности консервативного лечения значительно расширились. Например, почти в 10 раз снизилось число операций по протезированию полового члена, уменьшилось число обращений к узким специалистам, большинство первичных обращений идет через семейных врачей, врачей общей практики. Это мировая тенденция.
Бичом XXI века становится депрессия, связанная с обстоятельствами жизни человека в социуме. Почти всегда, в 95% случаев, депрессия у мужчин сопровождается эректильной дисфункцией: ухудшается эрекция, нарастает страх ожидания неудачи. Соответственно, сокращается число сексуальных контактов. Здесь часто велик соблазн со стороны пары и врача списать все на «простатит», «иммунитет», «кризис среднего возраста» и прочие штампы, имеющие мало отношения к действительности, но позволяющие на какое-то время оттянуть решение вопроса — будь то чисто медицинская проблема или проблема партнерских взаимоотношений сексуального характера. Именно последняя обеспечивает прочность семей, домохозяйств. Мощным фактором мужского здоровья является сама женщина.
— Как много мужчин к вам обращаются?
— Чаще обращаются семейные пары, которые прожили вместе более года, хотят ребенка, но не могут его завести, нет зачатия. Ну и еще пациенты, у которых есть пороки в развитии, ослабление половой функции, аномалии.
Сейчас андрологией, бесплодием, потенцией занимаются многие так называемые «специалисты». Но, скажем так, пул андрологических больных очень разобщен и выявить шарлатана непросто, поэтому часто проходят два-три года в бесполезном «лечении», прежде чем мужчина придет к профессионалам. Вообще, что касается интимной сферы, то только 40% пар, у которых диагностировано бесплодие или импотенция, доходят до врача. К лечению же приступают 15−20%.
— А как же они, простите, ведут половую жизнь, если больны?
— Как-то приспосабливаются. Это называется эректильная дисфункция, и тут вступает в силу психологический фактор. Огромную роль играет женщина: с какой-то женщиной мужчина может, а с какой-то — категорически нет. У меня на эту тему есть статья, которая называется «Женский фактор в мужской эректильной дисфункции». Тут все зависит от женщины, от манеры ее поведения, ее понимания проблемы. Половая конституция — это плавающий показатель.
-Ну хорошо, приходит мужчина на прием, он же не может вам, как священнику, рассказать всю свою жизнь?
— Может. Обычно происходит так: мужчина год или два живет в браке. Беременности нет, хотя он знает, что раньше от него другие женщины беременели. Как правило, первой к специалисту пошла женщина, ее посмотрели, у нее все нормально. Ей сказали: «Вашему мужчине надо бы к андрологу, сдать спермограмму». И тут для мужчины начинаются огромные психологические проблемы. Почему? А вдруг что-то найдут? Для многих это катастрофа. Поэтому существует барьер входа. Но если у пары есть желание лечиться, то все вопросы решаются. И ребенок будет, и семья будет. Но есть те, кто не выдерживает этих испытаний, потому что оба молчат, а вопрос остается нерешенным. Они засыпают вместе, просыпаются, а вопрос по-прежнему существует. И от этого никуда не денешься, а годы идут. И окружение, и родители — все понимают и деликатно молчат, но на душе нехорошо. И самооценка у мужчины падает.
Если пара пришла лечиться по поводу бесплодия, сначала я приглашаю их вдвоем, чтобы познакомиться, а потом женщину отправляю посидеть в холле. Разговор с мужчиной и женщиной провожу отдельно.
— Почему? Существует то, что женщине не надо знать о своем мужчине? Что за тайны?
— То, что они — семья еще не означает, что они — единое и целое. Им не нужно знать многие моменты друг о друге. Я, например, считаю, что мужчине не надо находиться в родильном зале во время родов жены. Это вся дурь, навязанная нам западной культурой. Ты разве врач, чтобы сопровождать роды? Это далеко от нашей православной культуры, у нас есть понятие греха, порока, интимности. И у многих мужчин, которые увидели роды, кровь, у самих начинаются психологические проблемы.
Когда мужчина на приеме остается один, причина проблем устанавливается очень быстро.
— Насколько влияет на эректильную дисфункцию и на бесплодие употребление алкоголя и никотина?
— Тут нет понятия «пагубно». Лекарства в больших дозах тоже может стать ядом. Что, разве алкоголь не нужен? Нужен, когда надо согреться, снять стресс, для расслабления. То же самое табак — это снижение уровня холестерина, стресса. Когда надо выбрать из двух зол, надо выбирать меньшее.
Поэтому нельзя сказать однозначно о вреде алкоголя и сигарет. Если это сохраняется тысячелетиями в культуре, значит есть какие-то объяснения.
— Если у пары не рождается ребенок, может в этом есть какой-то высший смысл? Они не должны быть вместе, или ребенок не должен придти в этот мир?
— Это уже идеология проигравшего. Все причины можно установить и устранить. Репродуктивная совместимость людей очень высокая. Если у пары много лет нет ребенка — это безграмотное отношение к своему здоровью. Конечно, нельзя не принять во внимание один из самых важных факторов — возраст женщины. Есть пики репродуктивной способности. Естественно в 25 лет они выше, чем в 36−40 лет.
— И все-таки, Андрей Степанович, ответьте на самый главный вопрос: возможно ли мужское долголетие и что для этого мужчине надо сделать?
— Это надо не только мужчине. Это надо и женщине. (Смеется.) Первое — надо меньше есть. Это главный фактор, хуже алкоголя, хуже курения — гиподинамия и ожирение. Тестостерон, который вырабатывается и нужен для половых функций и влечения, идет на кормление жира. Если у мужчины «пивной живот» — тестостерона нет, не ищите. А без него никак. Очень важно не просто похудеть, а не поправляться. Женщинам тоже опасны игры с весом. Второе — важнейший фактор — это состояние психики. Фактор стресса является решающим. Чем выше напряженность обстановки на работе, тем хуже будет соотношение гормонов, которые обеспечивают процесс регуляции спермотогенеза. Стресс бьет по всему мужскому организму. А женщина, кстати, может возбудиться даже под дулом автомата. Вот отсюда начинается вся теория развитие болезни: поругал на работе начальник, у мужчины поднялось давление, развилась тахикардия, выбросились в организм метаболиты. Если это разово, то организм справится, а если это происходит хронически, годами, то начинается слом в мужском организме. Все завит от запаса прочности: у кого-то быстрее наступает срыв, у кого-то медленнее. Но он под воздействием стресса все равно наступит.
— А если нет стрессов, мужчина следит за своим здоровьем, то сколько лет он может пользоваться популярностью у женщин? Неужели и в семьдесят это реально?
— Пока у мужчины бьется сердце, у него и в сто семьдесят лет будет мужское долголетие. Он способен воспроизводить потомство и, более того, если мужчина здоров и не болеет, то качество «процесса» не меняется с возрастом. Есть снижение тестестерона, но не до нуля же. Однако, к сожалению, общество пожилых мужчин списывают и переводят в дедушки. А в Европе семидесятилетние мужчины вовсю живут половой жизнью и все у них там с этим в порядке. Если нет хронической интоксикации, мужчина ничем не болен, то он и в девяносто лет может зачать ребенка. Это касается и мозговой активности: если ты всю жизнь работал головой, то к ста годам все будет с головой в порядке. Надо чаще тренироваться и все будет работать…