За многовековую историю Дома Романовых на российском троне побывало десять императриц, из которых лишь две были уроженками России, остальные же приехали сюда с Запада, став женами российских императоров.
Эти иностранки вошли в отечественную историю с русским именем-отчеством, но у каждой из было первоначально совсем иное «фио» — длинная цепочка «импортных» имен и титулов: как известно, за исключением случая с Екатерины Первой, на «должность» российской императрицы брали представительниц малых европейских дворов. И каждая из этих женщин, сменив скромные отеческие апартаменты на великолепие российского Двора, едва ли не самого роскошного в Старом Свете, оказывалась объектом всеобщего внимания. Тем не менее многие моменты, связанные с предпочтениями царских жен по части домашней обстановки, проведения досуга и даже одежды остались мало известными.
В связи с отмечаемым 400-летием династии Романовых такой исторический пробел решено восполнить. В выставочном зале Федеральных архивов открылась выставка «Русские императрицы: Мода и Стиль». С помощью специалистов, готовивших экспозицию, корреспонденту WomanHit удалось узнать некоторые подробности из повседневной жизни российских государынь, оказывавших порой весьма серьезное влияние в том числе и на «зигзаги» моды.
В течение ближайшей недели наш сайт опубликует «исторические портреты в домашнем и дворцовом интерьере» семи женщин, которые сменяли друг друга на царском троне, начиная с 60-х годов XVIII века.
Кутюрье на троне
София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская — императрица Екатерина Великая
Могущественная правительница России вполне могла позволить себе не следовать за капризами европейской моды. По части личного гардероба Екатерина — полная противоположность своей предшественнице, императрице Елизавете Петровне: воспитанная в духе немецкой бережливости урожденная принцесса Анхальт-Цербстская была не просто скромна, но даже экономна. Как свидетельствовали очевидцы, наряд императрицы, в котором она вплоть до полудня «работала на государственной службе», принимала доклады, состоял из «простого чепца, белого атласного или гродетурового капота». Государыня пыталась и среди подданных своих утвердить практичное и экономное отношение к нарядам, именно это стало поводом к появлению нескольких правительственных постановлений, рекомендовавших дамам соблюдать «более простоту и умеренность в образе одежды». В 1782 г. был подписан Высочайший Указ «о дозволении дворянству обоего пола носить платья таких цветов, которые каждой губернии присвоены» (к этому времени за губерниями были закреплены определенные цвета — в соответствии с цветом губернского герба).
«Ея Императорское Величество Высочайше повелеть мне соизволила написать ко всем Гг. Генерал-Губернаторам и правящим ту должность, что как с ведома Всемилостивейшей Государыни присвоены для каждой Губернии одинаковые цвета для платья, то и дозволяется носить таких цветов платья не только при должностях находящимся, но и всему дворянству той Губернии обоего пола, с тем, что могут они в таковом одинаковом платье иметь приезд и в столицах во все публичные места и ко Двору Ея Величества. Всемилостивейшая Государыня предполагать изволит, что сие Высочайшее дозволение толь приятнее всем будет, поколику служит оно к сбережению собственного их достатка на лучшее и полезнейшее и к отвращению разорительной роскоши». (Из предписания генерального прокурора Сената князя
«С подачи» царицы регламентировались даже отделка и ткань для платьев дворянок: наряды попроще полагалось шить из шелка или сукна, произведенного на российских мануфактурах, а парадные платья следовало заказывать из московской золотой или серебряной парчи, при том отделывать такие наряды дозволялось кружевами шириной не более двух вершков (9 см).
В обычаях того времени было, чтобы государыня лично давала указания относительно стиля одежды, в которой надлежало быть придворным дамам на очередном приеме. Одна из собственноручных царских записок относится к июню — августу 1777 г., когда в Петербург приехал король Швеции Густав III: «По случаю бытности короля Шведскаго здесь скажите дамам и фрелинам, что мне угодно будет, когда оне званы будут при дворе или ингде с ним вместе, чтоб не надевали шемизы, фуро или иные дезабилье, окроме греческого платья, тоже скажите графине Шуваловы, генералше Ливен и генералше Реп.» (сохранены авторские орфография и пунктуация — авт.)
Ее Величество в числе прочих талантов отметилась и как разработчик новых фасонов. Для своего маленького внука Александра она «сочинила» очень удобный «кафтанец», рисунок которого поместила в письме барону Гримму 24 мая 1781 г.: «Шведский король и принц Прусский просили у меня и получили на обращик платье, в каком Александр ходил с шестимесячного возраста своей жизни. Тут нечего завязывать и ребенок почти не замечает, что одевают его. Ему за один раз всовывают руки и ноги в эту одежду, и все готово. Тут выразилась моя гениальность, и оттого мне захотелось, чтоб вы о том знали».
Еще одним заметным отличием нарядов, появлявшихся благодаря самодержице-«кутюрье», стали заметные элементы русской национальной одежды, соединенные с классикой эталонной французской моды. Один из таких образцов, сохранившийся до нашего времени — парадный костюм Екатерины II, который представляет собой женский вариант формы лейб-гвардии Конного полка. В этом мундирном костюме распашное платье на фижмах сочетается с традиционным именно для русских женщин покроем юбки-сарафана, отделанной по центру широким галуном.
Выставка продлится до 13 июня. Время работы — с 12.00 до 18.00. Выходные дни — понедельник, вторник. Адрес: г. Москва, ул. Большая Пироговская, 17.