Когда читаешь биографию Кензо Такада, в глаза бросается очевидное сходство со сказкой о Золушке, только на японский манер. Он родился в провинции Хиого в большой семье и вырос в окружении четырех сестер. Так что ничего удивительного в том, что мальчик начал интересоваться модой, нет. Но одно дело листать глянцевые журналы, и совсем другое — проявить упорство в выборе профессии, связанной с fashion. Воспитанные в пуританских традициях, родители категорически отказались отдавать Такада в школу модельеров, о которой он грезил и куда поступила одна из его старших сестер. Вот изучение английской литературы — более подходящее занятие для мальчика, считали они. Но такая перспектива была не по душе юному бунтарю. И Кензо осмелился пойти против воли родителей — взял да и сбежал в Токио. Ему казалось, что в большом городе он отыщет свою дорогу в мир Высокой моды.
В итоге он поступил-таки в токийскую школу модельеров Bunka Gakuen, став первым в ее истории учеником мужского пола. Сколько насмешек и колкостей натерпелся там Такада, можно только догадываться. Решительный молодой человек, что тут скажешь! Он с блеском окончил это заведение и решил, что теперь его путь лежит в главную модную Мекку — Париж.
Пожар в джунглях
Собрав немного денег, Кензо отправился покорять французскую столицу. Увы, радужные мечты оказались весьма далеки от реальности. Никому не известного японца, пусть и подающего большие надежды, Париж встретил холодно. И без него здесь всегда было полно желающих вытянуть счастливый билет. Такада снимает комнатку размером с чемодан и начинает искать работу, предлагая свои эскизы. Ему уже двадцать шесть лет, словарный запас французского ограничивается дежурными bonne journee, bonsoir и merci, и никакой надежды на успех даже не намечается. И все-таки он не отчаивается. Снова и снова предлагает модели, устраивает демонстрации коллекций, стараясь привлечь внимание публики в самых немыслимых местах, например в цирке. И удача не смогла не улыбнуться этому настойчивому самураю от моды. Его первый серьезный показ состоялся в апреле 1970 года в знаменитой Галерее Вивьен. Цветочный и растительный орнаменты, клетка, полоска, настоящее буйство красок, элементы традиционной японской одежды — все это не могло оставить французских модников равнодушными. Непокорный Париж наконец сдался. Кензо ликовал! Вскоре открылся и его первый магазин под названием Jungle Jap. Jap — сокращенное слово «японец», ну, а jungle — и в Африке «джунгли». Имя соответствовало содержанию, Кензо устроил парижанам настоящий «пожар в джунглях».
Его всегда будет отличать страстная любовь к ярким цветам и растительным орнаментам. Это станет отличительной чертой марки, ее фирменным стилем. Такада будет стремиться создавать одежду, в которой можно легко двигаться, дышать, жить. Собственно, в этом заключена философия кутюрье: «Телу необходимо пространство — как в физическом, так и в духовном смысле».
Всего, что создала буйная фантазия Такада, просто не перечислить. В год Кензо умудрялся выдавать по пять коллекций. И каждая становилась откровением. Пожалуй, в истории моды мало найдется таких плодовитых дизайнеров. И что характерно, он никогда никому не подражал, Такада создавал свое.
Круги на воде
Отдельная глава в саге о Kenzo посвящена парфюмерии. Для японцев с их отношением к запахам невероятно важно то, какими духами пользуется женщина или мужчина. Поэтому создание своего собственного парфюма стало для Такада очень серьезным шагом. «Первенец» назывался Ca Sent Beau и появился на свет в 1987 году. Аромат был заключен во флакон, напоминающий свернутый цветочный лепесток. Его композиция оказалась гармоничной, словно совершенное японское пяти-стишие танка, — неудивительно, что она актуальна и востребована сейчас. Этот нежный весенний букет из гардений, роз, жасмина, ирисов и туберозы — настоящая ода женственности.
Все свои последующие «танка» Кензо слагал с присущей ему легкостью, будто всю жизнь только парфюмерией и занимался. Чего стоят его пряные восточные Kenzo Jungle L’Elephant! Их рекламный ролик, где невероятной красоты азиатка с платиновыми волосами прогуливалась по пустыне в компании золотых слонов, в 1996 году запомнился многим.
В том же году Кензо и парфюмер Оливье Кресп создали главный парфюмерный хит марки — парные ароматы L’EauParKenzo.
«Вода бесцветна, а мне захотелось наполнить ее красками», — сказал Такада. Мужчинам он подарил свежий коктейль с аккордами японского лимона юзу, листьев лотоса и зеленого перца, а дамам — букет лотосов, припудренных розовым перцем. В 2003 году L’EauParKenzo «переоделись» во флаконы, напоминающие рябь на воде.
Kenzo Pour Homme — вечная классика, которая из моды, кажется, не выйдет никогда. Один из самых самобытных ароматов марки был еще и первым в истории «морским» парфюмом для мужчин. Дыхание моря, брызги, соленый ветер — все это передано с помощью синтезированной ноты калона.
Многие из ароматов, выпущенных еще при Кензо Такада, в дальнейшем были переизданы, приобретя более легкое и свежее звучание, сменили дизайн флаконов, но главное, что характеризует парфюмерные композиции, осталось прежним. Легкость, какая-то особая свежесть, воздушность, если хотите, и японская утонченность отличают ароматы Kenzo от всех прочих. Они словно глоток воздуха после дождя, напоенного озоном, запахами влажной зелени и цветов.
Четыре стихии
Связь природы и человека, которую так ценил Кензо Такада и всячески подчеркивал и в своих коллекциях, и в парфюмерии, стала своего рода философским камнем для косметической линии KenzoKi. Она появилась в 2001 году благодаря стараниям научно-исследовательского центра концерна LVMH, куда, собственно, входит Kenzо, и креативного директора Kenzo Parfums Патрика Гейджа. Фантазер и выдумщик, знаменитый своими невероятно эмоциональными рекламными роликами и съемками, именно Патрик занимался разработкой упаковки новой гаммы ухода за кожей. К слову, изменение дизайна флаконов ароматов Kenzo Pour Homme, Parfum d’Ete, обеих версий L’EauParKenzo, KenzoPower, KenzoAmour, TokyobyKenzo, FlowerTag — его рук дело. А воздушный KenzoAir Патрик создал, что называется, от и до — начиная с концепции ролика и заканчивая парфюмом! Так вот, ему пришла в голову идея создать такую упаковку, которая как нельзя лучше отражала бы философию марки, чтобы внешнее стало отражением внутреннего. В этом он видел гармонию. Вне всякого сомнения, задумку удалось реализовать на пять с плюсом. Потому что даже держать в руках матовую баночку крема от KenzoKi приятно. Удовольствие должно начинаться уже с первого прикосновения, не так ли?
По задумке создателей, KenzoKi — это средства ухода за кожей лица и тела, которые в первую очередь улучшают наше самочувствие и помогают достичь внутренней гармонии. Все продукты разделены на четыре группы, согласно четырем стихиям: Огонь, Вода, Земля и Воздух. И основа каждой из них — тщательно отобранный растительный компонент. Цветы имбиря, бамбук, белый лотос и пары риса входят в состав кремов, тоников и сывороток.
Огонь. Мы все хорошо знакомы с имбирем, но вот о его цветах наслышаны гораздо меньше. Небольшие бутоны розового, сиреневого или красного оттенка собраны в похожее на колосок соцветие. Но внешность, как известно, обманчива, и это не слишком-то привлекательное растение на самом деле способно подарить энергию в буквальном смысле слова. Средства подходят для нормальной и комбинированной кожи.
Вода. Белый лотос — самый мистический цветок Востока, чувственный и совершенный. В далекой китайской провинции Чжэцзян его выращивают для Kenzo, чтобы получить эликсир из лепестков. Ведь за хрупкостью белого лотоса скрывается сила. Этот волшебный эликсир в составе средств ухода служит своего рода коконом для кожи, который защищает ее от вредного воздействия свободных радикалов. Средства подходят для всех типов кожи.
Земля. Из ростков стремящегося в небо упругого бамбука получают растительную воду, которая обладает отличными увлажняющими свойствами. Средства подходят для нормальной и жирной кожи.
Воздух. Пары риса… Да, звучит необычно, зато благодаря им наша кожа обеспечена всеми необходимыми питательными веществами. Средства подходят для нормальной и сухой кожи.
Не меньшего внимания, чем ингредиенты, заслуживают текстуры KenzoKi. Когда прикасаешься пальцами к похожему на взбитые сливки восстанавливающему «ледяному» крему для лица Vital-Ice или напоминающему ягодное парфе охлаждающему гелю для тела с экстрактом бамбука, испытываешь настоящее чувственное удовольствие. И это не преувеличение. Даже те несколько минут, что вы тратите на себя каждое утро и каждый вечер, должны радовать, а не превращаться в рутину. Кензо Такада всю жизнь стремился от нее уйти, раскрашивая мир вокруг себя в яркие краски. И необязательно надевать для этого оранжевое платье, достаточно жить в гармонии с собой и уметь находить прекрасное в самых простых вещах. Это и есть счастье, по мнению гениального Такада.