Имя Паломы Пикассо знакомо даже тем, кто вообще мало что знает о моде и искусстве. С 1980-х оно украшало графичные черно-красные коробки с духами Mon Parfum, популярными по всему миру — в том числе и в России. С рекламного постера этого аромата на нас смотрело Лицо с большой буквы: пальцы, прижатые к вискам, напоминали рога лидийского быка; перчатки отбрасывали красный отблеск на белки глаз, и те казались налитыми кровью; высоко вырезанные ноздри как будто раздувались от гнева; а упрямый рот с опущенными уголками не выглядел способным на улыбку. Это лицо дышало бескомпромиссной силой и напором, а в глазах светился жизненный опыт.
Но пока в нашей стране Палому знали исключительно как владелицу одноименной парфюмерной марки и дочь Пабло Пикассо, она вела бурную светскую жизнь, веселилась в клубе Studio 54, создавала ювелирные коллекции для Tiffany & Co., умудрялась дружить со всеми главными дизайнерами того времени и была настоящей иконой стиля, чьи образы 1970-х и 1980-х вдохновляют дизайнеров до сих пор.
Детство «голубки»
Девочка родилась в семье художников Пабло Пикассо и Франсуазы Жило в апреле 1949 года. Необычное имя дочери — Палома (по-испански «голубка») — Пикассо дал в честь своей картины: в год ее рождения он нарисовал своего знаменитого «Голубя мира», ставшего символом Конгресса сторонников мира. Мать Паломы была моложе художника на сорок один год и уже успела двумя годами ранее родить ему сына Клода. Кстати, мадемуазель Жило — единственная из многочисленных женщин Пикассо, которая бросила его сама, не дожидаясь, пока любвеобильный Пабло заведет очередную пассию. Много лет спустя Франсуаза не стеснялась называть своего бывшего кумира «Синей бородой», достаточно подробно описав десять лет совместной жизни в книге воспоминаний «Моя жизнь с Пикассо». Несмотря на судебные запреты и войну адвокатов, мемуары вышли в свет в 1964 году, явив миру далеко не идеальный образ знаменитого художника. Написана книга была очень талантливо — недаром Франсуаза получила степень бакалавра английской литературы.
Родители разошлись в 1953 году, Палома с братом остались жить с матерью в Париже, но каждое лето проводили на роскошной вилле отца в Каннах. Они часто ему позировали. Самые известные работы великого художника, на которых запечатлена его дочь, — «Палома с апельсином» и «Палома в голубом».
Поиск призвания
«Все думали, что я буду писать картины, но моя мама сказала: „Все дети рисуют. Но если они продолжают заниматься этим и после четырнадцати лет, то можно предположить, что они станут художниками“. А я в четырнадцать лет рисовать перестала», — рассказывала Палома. Не желая довольствоваться безликим статусом «дочери Пикассо», она активно искала свое призвание. Правда, девочка росла в окружении творческой богемы, и не окунуться в мир искусства, кино, моды и музыки она просто не могла. Во время учебы в Нантском университете Палома стала создавать одежду для авангардных театральных постановок. Для одной из героинь Пикассо придумала ожерелье из фальшивых бриллиантов. Нашла она их на блошином рынке: пришлось оторвать от топа, принадлежавшего танцовщице кабаре «Фоли-Бержер». Эта история и подтолкнула ее всерьез заняться украшениями: Палома поступила на курсы ювелирного искусства, а чуть позже подтвердила свое мастерство, работая для греческого бренда Zolotas. «Будучи ребенком, я уже интересовалась ювелирными изделиями. Если вы посмотрите на мои фотографии того времени, то увидите, что я часто ношу украшения, хотя это не очень характерно для маленьких девочек. Когда я стала чуть старше, я покупала бисер на блошиных рынках в Париже — меня привлекали цвета и формы, и я носила их необычным способом». В 1960-х годах она побывала в Венеции, где Палому поразили красочные бусы на острове Мурано, которые отпечатались в ее памяти и оказали большое влияние на будущие работы.
Муза
Про умение Паломы подавать себя можно слагать легенды: ведь в ней соединились броская красота матери и железная воля отца. Наглядный пример — знакомство с Ивом Сен-Лораном. В тот вечер знаменитый модельер уже едва держался на ногах, но, увидев Палому, моментально протрезвел. Девушка явилась в черном платье 1940-х годов с огромными плечами, купленном на барахолке, розовом тюрбане с серыми перьями и в украшениях собственного дизайна. Лоран застыл на месте, воззрившись на незнакомку, потом снял очки, протер глаза, галантно подал ей руку и воскликнул: «Вы будете моей музой!».
Видно, Палома сильно поразила воображение кутюрье — на следующий же день он позвонил ей, сообщив, что вчерашний облик прелестной гостьи вдохновил его на новую коллекцию ювелирки, и создать украшения он просит саму Палому. Она сделала несколько браслетов из недорогого металла в духе времени: хипповые солнышки и полумесяцы. Довольно наивные, но главное — Лорану понравилось! Через год Сен-Лоран использует в качестве мудборда ее образы, и в коллекции «Скандал» 1971 года появятся платья с перьями и принтом губ, яркие шубы.
Палома дружила с Ивом вплоть до его смерти. Именно он стал автором ее свадебного наряда, когда Пикассо выходила замуж в первый раз, за аргентинского драматурга Рафаэля Лопеса-Санчеса. На церемонии Палома предстала в белом брючном костюме, красной блузе с оборками и кожаными перчатками в тон, а на банкете — в красном платье от Карла Лагерфельда. Вечеринка проходила у него дома, и тогда Палома выступила настоящим фэшн-дипломатом: это был один из немногих вечеров, когда два дизайнера, забыв о профессиональном противостоянии, отплясывали фламенко.
Королева ювелирки
Пиком творческой карьеры для Пикассо стало сотрудничество с Tiffany & Co.: до сих пор, спустя более сорока лет с момента его начала, в бутиках марки можно найти украшения из ее именной линии Paloma Picasso. Как правило, для них выделен отдельный стенд. Но и без него ошибиться было бы трудно: вещи, которые создает Палома, не похожи на привычные консервативные украшения Tiffany, которые по традиции покупают на помолвку, свадьбу или юбилей.
Пикассо начала с непривычной формы. Не причудливые цветы и не райские птицы, не жуки и не пауки, а зигзаги, шары, квадраты, иксы, ромбы, овалы. Ее первая коллекция X`s, где в качестве основной темы для подвесок, колец, браслетов была выбрана буква X, мгновенно стала популярной (и остается таковой до сих пор). Вдохновение Палома могла найти в чем угодно: от витиеватых изгибов граффити на нью-йоркских домах (так родились знаменитые кольца и подвески с надписями Kiss и Love), до изящной формы лавровой ветви. Все последующие коллекции так или иначе связаны с ее личной историей: Venezia посвящена городу, который стал для нее местом взросления и восприятия себя как отдельной от семьи личности, Marrakesh — дому в Марокко, Dove — дань памяти Пабло Пикассо. Тогда она нарисовала более двухсот эскизов, чтобы голуби не были похожи на тот самый логотип, созданный ее отцом.
Ее стиль пришелся кстати именно в 1980-е годы, времена расцвета гигантских размеров бижутерии, ярчайших стразов, копий и подделок настоящих драгоценностей. Стиль Америки 1980-х — это в первую очередь сериал «Династия» с фальшивыми бриллиантами, пестрой одеждой, душными мехами и килограммами косметики на лице.
Палома Пикассо мастерски перевела тот бульварно-офисный стиль украшений в более высокий, высоколобый регистр. Она предложила вместо стразов и фальшивых бриллиантов редкие, яркие и демократичные по ценам камни, вместо бижутерии — крупные, но лаконичные городские украшения из драгоценных металлов. И выбрала для них самое яркое и тоже демократичное желтое золото. Пикассо сохранила и правильный для эпохи размер: вещи оставались крупными и броскими. Палома говорила, что ее изделия созданы, чтобы люди их носили, а не разглядывали. Она также считала, что ювелирное изделие по своей сути более долговременно и менее поверхностно, чем мода.
Икона стиля
Паломе удалось создать образ эмансипированной молодой женщины, которая выстроила блестящую карьеру без посторонней помощи. Даже на фоне эпатажных личностей, которыми была переполнена Studio 54, она выделялась своим видом: сочетание мужских и женских элементов гардероба, броские аксессуары, крупные золотые украшения. В 1984 году Палома вместе с первым мужем основала собственный бренд — компания Paloma Picasso выпускала сумки, пояса, постельное белье.
Понимая, что было бы глупостью не монетизировать свою визитную карточку — красную помаду, в 1987 году она создала для L’Oréal оттенок Mon Rouge, известный теперь как «Красный Паломы». Ее увлечение этим цветом началось еще в детстве, когда в возрасте шести лет она начала носить ярко-красную помаду. Именно этот образ с алыми губами стал узнаваемой фишкой Паломы во время расцвета ее карьеры.
В этом году Палома Пикассо отметила юбилей — семьдесят пять лет. И хоть от фирменной красной помады она давно отказалась, все равно осталась одной из самых ярких женщин своего поколения. А может, и нашего тоже.