В воскресенье, 28 сентября, Российский оскаровский комитет соберется на закрытое заседание, чтобы решить: какой же фильм будет выдвинут от России на премию американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Среди главных претендентов до последнего момента значились «Левиафан» Андрея Звягинцева, который получил в этом году приз Каннского кинофестиваля за лучшую сценарную работу. И «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, который взял «Серебряного Льва» на Венецианском кинофестивале.
Однако сегодня случился конфуз: пока по всем информационным агентствам рассылалась информация об этих претендентах, Андрей Кончаловский написал открытое письмо председателю Российского оскаровского комитета Владимиру Меньшову.
«Уважаемый Владимир Валентинович!
Уважаемые коллеги!
В силу различных причин я не следил за событиями после Венецианского фестиваля и не был уведомлен о том, что мой фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» был квалифицирован для рассмотрения Оскаровским комитетом на предмет выдвижения.
Хочу Вас уведомить, что я отзываю фильм от рассмотрения Комитетом и прошу его не обсуждать. Причин для этого две — личная и общественная.
В последние годы я достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда мне кажется просто нелепым.
С другой стороны — сама премия «Оскар» сегодня чрезвычайно переоценена определенной частью кинематографистов, она создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что, естественно, не факт.
Сама формулировка категории «Лучший фильм на иностранном языке» — должна вызывать смех у кинохудожников мира, по существу, является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что, по моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании.
В современном мире развитие мировой кинематографической культуры давно уже определяется не массовым успехом американского или псевдоамериканского кино, а художниками из Азии, Латинской Америки, Дальнего Востока, России в том числе. Я не могу даже исключить создание в будущем мировой кинопремии, где в отдельную категорию будет выделен «фильм на английском языке».
В связи с вышесказанным, прошу Вас исключить «Белые ночи» из списка обсуждаемых фильмов.
С уважением
Андрей Кончаловский".
Показательно, что когда-то Кончаловский активно покорял Голливуд. И небезуспешно. Однако спустя время разочаровался в американской «Фабрике грез» и американской киноиндустрии в целом и занялся совсем другими проектами. Так что его решение отказаться от выдвижения на премию «Оскар» — шаг последовательный и вызывающий уважение.