Если судить о качестве набора первокурсников по среднему баллу ЕГЭ, то картина получается нерадостной. Как свидетельствуют итоги анализа Исследовательского университета — Высшей школы экономики, конкурс в 2011 году вырос только в ведущие университеты страны. В том числе и на технические направления подготовки — например, на специальности «Ядерная физика и технологии», «Информатика» или «Энергетика», обрисовал ситуацию глава комиссии Общественной палаты по образованию Ярослав Кузьминов.
Однако в остальные вузы — а их подавляющее большинство — средний и особенно минимальный проходной балл оказались пугающе низкими. И в том числе на такие жизненно важные направления, как, скажем, «Эксплуатация авиационных систем», «Эксплуатация водного транспорта», а в отдельных вузах — и «Медицина». Кузьминов констатировал: «На большую часть направлений подготовки по технологическому оборудованию набирали первокурсников с минимальным баллом ЕГЭ — 55. А кое-где еще меньше — 45, 40 и даже 33 балла. Другими словами, с очень-очень слабенькой „троечкой“. Средний балл нигде не дотягивал до 70. И это серьезнейший сигнал для Минобрнауки».
В Минобрнауки опасения Общественной палаты разделяют. Тем более что собственный мониторинг ведомства, отметил глава ведомства Андрей Фурсенко, практически совпадает с исследованием ВШЭ.
Что касается лучших вузов, то с ними, по словам министра, все ясно: «Повышенный конкурс этого года обеспечил ЕГЭ, открывший доступ в ведущие университеты ребятам из малых городов и сельской местности». А вот что делать с вузами, набравшими по преимуществу троечников, неясно: «Одно из самых сложных направлений — „Морская техника“. Там традиционно очень низкий средний балл, и он не растет. То же самое с направлением „Транспортные средства“: ситуация ни насколько не улучшается».
Впрочем, выход, по словам Фурсенко, все-таки есть, и подсказали его сами ректоры: «Распределять норматив (бюджетное финансирование одного студенческого места. — „РД“) в зависимости от среднего балла зачисленных». В Минобрнауки к данному предложению готовы прислушаться и «начать регулировать выделение бюджетных мест в зависимости от „хвоста“ низкобалльников»: «Длинные — подрезать за счет сокращения бюджетных мест».
Высвободившийся норматив можно передавать на востребованные специальности. А потерявшие бюджетные места вузы, возможно, сливать с более успешными, брендовыми, как это происходит с бывшими педвузами. И первые шаги в этом направлении уже сделаны: «В этом году мы уже частично обрезали бюджетные места в некоторых вузах. Правда, меньше, чем хотелось бы. Но больше, чем хотелось бы ректорам. Ситуация была непростой. Тем не менее первый шаг сделан: мы сократили не только места по экономическим специальностям, но и по ряду других. Будем обрезать „хвосты“ и дальше. Но не надо забывать, что у медали есть вторая сторона. Мы должны не только резать „хвосты“, а мотивировать людей идти на нужные специальности», — пояснил Фурсенко.