— Светлана Юрьевна, что происходит с программой создания мужских консультаций?
— Программа частично реализована в российских регионах, но в Москве не появилось ничего. Главное — до сих пор не решено, кто должен заниматься мужским здоровьем — эндокринологи, урологи, сексопатологи? …
— Как я понимаю, такой специальности, как андролог (андрология — наука, изучающая мужскую анатомию и физиологию, заболевания мужской половой сферы и методы их лечения), в России до сих пор не появилось? У нас ведь ее официально упразднили еще в 1922 году…
— К сожалению, так и не удалось восстановить эту специальность. Правда, появилась специальность «детский андролог», но их все равно не хватает, поэтому многие врожденные заболевания диагностируются крайне поздно. А что уж говорить о приобретенных! Да и куда пойти — мужчины не знают. Урологи видят проблемы предстательной железы, эндокринологи — щитовидной и поджелудочной желез, кардиологи — сердца… А к какому доктору обратиться мужчине с эректильной дисфункцией (ЭД), обусловленной возрастным снижением тестостерона? На этот вопрос даже доктора не знают ответа. Чтобы решить проблемы мужского здоровья, нужны подготовленные специалисты. А пока врачи так и остаются эндокринологами, урологами, терапевтами — для глубокого занятия проблемой нужно специальное образование и отдельная специальность — андрология.
— Какие проблемы мужского здоровья можно назвать самыми популярными?
— В первую очередь — бесплодие. Еще 50 лет назад это считалось казуистикой, на долю мужского бесплодия приходилось всего 5% случаев. Сегодня же больше 50%, мужское бесплодие доминируют! Оно плохо диагностируется и плохо лечится. В мире говорят, что если мы не сдвинемся в этом направлении, то скоро будет размножаться только через ЭКО. Проблема связана со снижением качества и количества сперматозоидов. В прошлом году ВОЗ в пятый раз пересмотрела референтное значение (это даже не норма, а то, что встречается во взрослой популяции) количества сперматозоидов. Итоги печальны — количество сперматозоидов уменьшилось до 15 миллионов. До этого было 20 млн., а 50 лет назад — 120 миллионов! Подвижность сперматозоидов снизилась с 50% до 40%, а их качество — с 20% до 4%. Вот что представляет из себя сегодня условно здоровый мужчина. С такими показателями беременность наступит с огромным трудом.
— С чем это связано?
— Я считаю, с самым страшным для мужчин заболеванием — ожирением. Научный факт — ожирение у мужчин ведет к снижению выработки тестостерона. А это — главный мужской гормон, отвечающий не только за качество жизни (то есть либидо, мышечную массу, уверенность в себе), но и за продолжительность жизни. Проведенные в США исследования доказали: мужчины с низким уровнем тестостерона живут меньше!
Врачи нашей клиники мужского здоровья и долголетия семейной пары, которая открылась в Москве в сентябре, сформулировали определение здорового мужчины. Во-первых, это мужчина без ожирения. К сожалению, 90% врачей даже не знают критериев диагноза «ожирение», хотя для его постановки не нужно тратить ни копейки бюджетных денег. По международной классификации здоровья диагноз «ожирение» ставится всем мужчинам, у которых талия равна или превышает 94 см.
— Вроде бы российские стандарты предполагали более щадящий вариант в 104 сантиметра?
— Нет никаких российских стандартов. Если уж говорить начистоту, что наша страна находится между Европой и Азией, поэтому норма у нас должна быть средней между европейской и азиатской, а у мужчин-азиатов норма 90 сантиметров!
Вторая характеристика здорового мужчины — это мужчина, у которого до последнего вздоха есть желание и возможность к проведению полового акта. Возраст не является преградой для мужской половой активности. Желание говорит о том, что все в порядке с тестостероном. Возможность к проведению полового акта — что все в порядке с сосудами. Ведь проблемы с эрекцией у мужчины начинаются за 3−5 лет до более серьезных сосудистых катастроф. Раньше врачам считалось нескромным интересоваться, как у мужчины с эрекцией, сейчас же врач любой специальности просто обязан это делать! Более 10% пар приходят в клинику ЭКО лишь потому, что мужчины не живут половой жизнью! А представляете, как негативно это сказывается на качестве жизни женщины?
Третья составляющая здоровья — нормальное мочеиспускание, здоровый мужчина не встает ночью в туалет. Даже отсутствие ожирения и проблем с сосудами не исключает наличия проблем с предстательной железой.
И последняя характеристика — мужчина, у которого нет проблем со сном.
— Такие мужчины есть?
— Их практически нет. Но сегодня мы знаем, как их такими сделать. Главное — чтобы мужчина вовремя обратился к врачу. Ведь за любой из перечисленных выше жалоб могут скрываться очень серьезные проблемы. За ожирением — сахарный диабет, за ночным мочеиспусканием — аденома и даже рак предстательной железы, за нарушением эрекции — ишемическая болезнь сердца и гипертония, за снижением желания — мужской климакс. Но у нас есть поговорка «хорошего человека должно быть много», мужчины не относятся к ожирению серьезно, а одновременно со снижением уровня тестостерона снижается критическое отношение к себе. Стране нужны междисциплинарные клиники, где будут работать урологи, эндокринологи, терапевты, кардиологи. Мы должны вернуться к старой советской медицине, консилиумам, тому, что лечить надо не симптом, а всего пациента. Но сегодня этого нет.
— Некоторые мужчины решают проблему сами — покупают таблетки для улучшения эрекции, иногда в Интернете. Это правильно?
— Если они покупают и им помогает — еще не все потеряно! Потому что при снижении тестостерона эти препараты не работают. А если есть желание к проведению полового акта — человек не тотально нездоров. Но если он эту проблему будет решать сам, не убрав причину, которая за ней стоит, рано или поздно наступит момент, когда препараты перестанут помогать. Часто нарушение эрекции у мужчин диагностируют через 3−5 лет после начала сахарного диабета, и если все это время человек не лечился, могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем. А вообще препараты для лечения ЭД очень хорошие, мы даже рекомендуем здоровым мужчинам проводить самотестирование — выпить таблетку и проверить, действует она или нет. Если на фоне приема таблетки так же хорошо, как без нее, — значит, все в порядке. А если с таблеткой лучше — надо искать причину ухудшения половой функции.