Если вас восхищают томные красавицы Альфонса Мухи и текущие, как струи водопада, линии построек Антонио Гауди, значит, вы поклонник ар-нуво — последнего большого стиля ХХ века.
В конце 1880-х годов в Европе складывается новый стиль в искусстве, получивший во Франции название «ар-нуво». Его позаимствовали у художественного салона-магазина, открытого в Париже в 1895 году Самуэлем Бингом — представителем большой франко-немецкой коммерческой династии. Покупателям в «Доме нового искусства» (фр. Maison de l’Art nouveau) предлагали на тот момент все самое современное: мебель англичанина Уильяма Морриса, ювелирные изделия Рене Лалика, картины Тулуз-Лотрека. Модное направление получило стремительное развитие и молниеносно завоевало популярность: до Первой мировой войны завитки и виньетки, свойственные ар-нуво, украшали большинство предметов повседневного обихода — от театральных афиш до коробок с печеньем. Широкое распространение стиля привело к проблемам с терминологией: в разных странах он именовался по-разному. В Германии — «югендштиль» (нем. jugendstil — «молодой стиль»), в Италии — «либерти», в Шотландии — «макинтош». В США он стал известен как «тиффани». А в России его назвали «модерн» (фр. modernе — «современный»). Термин ар-нуво у нас тоже использовали, но со временем стали путать с более поздним ар-деко. Хотя различия между ними существенны. В основе ар-деко — подчеркнутая симметричность и строгая геометрия. Тогда как линии в модерне изогнутые и плавные, словно стебли растений. Стиль модерн — это дизайнерское переосмысление образа цветущего райского сада, поэтому интерьеры ар-нуво не знают прямых линий и острых углов. Их сверхзадача — дарить человеку чувство единения с природой.
Мое дело сторона
Сразу отметим, что модерн достаточно сложен в реализации. С одной стороны, он элегантный, изысканный и утонченный. С другой — эффектный, претенциозный и эксцентричный. Оформить интерьер будет легче в загородном доме или в достаточно большой квартире со свободной планировкой — ар-нуво нужен простор, размах и масштаб. И если отсутствие анфилады комнат (двух-трех проходных помещений) или зимнего сада, характерных для модерна, еще простительно, то знаковая для него гипсовая лепнина с растительными мотивами будет выигрышно смотреться только на высоких потолках. Одна из главных особенностей стиля — асимметрия, которую модернисты считали истинным детищем природы. В противовес геометрическим фигурам — изобретению человека. Поэтому дизайнеры единодушны: хотя бы что-то в интерьере, созданном по канонам ар-нуво, должно быть «со смещением». Например, деревянная арка проема двери может закручиваться на одну сторону, а лестница напоминать по дизайну морскую раковину. Асимметричной может быть сама композиция пространства: ее создадут, например, стоящие рядом разные по объему кресла или сдвинутые в сторону от расчетного центра помещения элементы декора — панно, картина, фальш-камин.
Я волна, новая волна
Ар-нуво любит длинную, плавно изогнутую линию — обязательную составляющую стиля. Поэтому все поверхности здесь тяготеют к обтекаемым бионическим формам (морской волны, капли воды, ракушки, лепестка), которые призваны создавать комфортную и дружелюбную к человеку среду. Этому принципу следуют все элементы интерьера, начиная от изящно изогнутых ножек и спинок мебели, заканчивая оконными проемами. Последние часто бывают арочными, ленточными, овальными и круглыми. Окна в виде буквы омега — также верный признак стиля. И отсюда же культовый элемент декора ар-нуво — «хлыстовая» кривая, которая напоминает букву «S». Волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность. Наглядный пример — знаковая для интерьера ар-нуво кованая лестница. Она всегда грациозна и удивительно ажурна, закругленной формы и с витиеватыми перилами, которые, словно застывшие ветки деревьев, обвиваются вокруг поручня.
Урок биологии
Для модерна характерны спокойная цветовая гамма и приглушенные тона. Самые распространенные — оттенки темного благородного дерева, земли, песка, камней, травы, листвы. Вдохновленный красотой природы, ее формами и красками, интерьер ар-нуво изобилует образами флоры и фауны. Цветы, стебли, крылья, колосья — щедрый материал для творческой фантазии и стилизации. Растительные узоры обычно рассыпаны по стенам, полу и потолку. Они концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости и активизируют пространство. Особое предпочтение художники-модернисты отдают ирисам и лилиям, благодаря их длинным и плавным в изгибах лепесткам. Яркие и грациозные насекомые и птицы — бабочки, стрекозы, павлины, лебеди и ласточки — скорее украшают текстиль и ковры. Стиль ар-нуво настолько живописный, что, в сущности, не требует дополнительных декоративных элементов. Они уже «установлены по умолчанию» в виде орнамента на обоях или художественной резьбы по дереву, которая почти обязательна для предметов мебели. Поэтому здесь важно не переусердствовать в мелочах — вазы, статуэтки и бра могут быть уже лишними. Обратите внимание разве что на лампы Тиффани. Вот без них интерьер в стиле модерн точно не будет каноническим.
Веселая мозаика
Для своего времени эти лампы были революционными: никаких пыльных хрустальных подвесок или кистей — они представляли собой настоящую симфонию цвета и света. Кстати, их изобретатель, американский дизайнер Луис Тиффани, изначально был мастером оконных витражей — еще одной специфической детали модерна. На лампы шли отходы от их производства. Впрочем, витражи могут украшать не только окна, но также створки шкафов и буфетов, межкомнатные двери или перегородки внутри помещений. В сюжетах этих мозаичных картин особой популярностью пользуются мифические персонажи: русалки и феи с волнами длинных волос. Проходящий через них свет создает атмосферу романтики, уюта и волшебства. В общем, если вы устали от городских бетонных стен и захотели вернуться к природному началу, плавные линии и причудливые формы ар-нуво, словно декорации к фантастическому фильму, смогут погрузить вас в сказку наяву.