Несмотря на то что название стиля шинуазри на русский язык переводится не самым благозвучным словом «китайщина», к дешевым многотиражным безделушкам Made in China он не имеет никакого отношения. Да и к традиционному китайскому стилю тоже. Ведь шинуазри — это европейские фантазии на тему средневекового искусства Поднебесной.
Затаившийся дракон
В XVIII веке на волне интереса к восточным странам стиль шинуазри начали активно использовать в оформлении дворцов и особняков. Изысканные ширмы, лаковые комоды, фарфоровая посуда и искусные гобелены с пагодами украшали гостиные, кабинеты и обеденные залы. Изначально эти вещи привозили непосредственно из Поднебесной, и позволить их себе могли только очень состоятельные люди. Но заметив спрос на эту тематику, ее стали осваивать французские, итальянские, голландские и английские мастера. Они смело миксовали традиционные китайские сюжеты с европейскими. В результате мебель и фарфор в стиле шинуазри стали гораздо доступней и пошли в народ. Европейские мануфактуры даже наладили выпуск тканей и шелковых обоев с экзотическими узорами. Примечательно, что каждый орнамент наделялся тайным смыслом. Изображение персикового дерева или гор сулило хозяевам долголетие, летучие мыши — счастье, цветущие пионы — известность, дракон — власть.
Следующий пик популярности шинуазри пришелся на первую треть XX века. Особый интерес в те времена вызывали антикварные китайские вещицы и коромандельские ширмы. Их создавали по особой технологии, зародившейся еще в XIV веке в эпоху династии Мин. Работа над ними требовала мастерства и терпения: сложный резной декор, замысловатые узоры, инкрустация разными породами дерева и черный лак в двести слоев. Известно, что Габриэль Шанель буквально потеряла голову от коромандельских ширм и собрала коллекцию из тридцати двух раритетных образцов. Часть она потом раздарила, но некоторые до сих пор хранятся в ее парижской квартире на рю Камбон. Известно, что в их узорах мадемуазель Коко черпала вдохновение для своих коллекций и даже брала ширмы с собой в путешествия, чтобы везде чувствовать себя как дома. Согласитесь, удобно!
Восток–Запад
К слову, дизайнеры считают, что ширмы сегодня незаслуженно подзабыты. А ведь это идеальный способ ненавязчивого зонирования и трансформации пространства. Ширмой (пусть и не коромандельской) легко отгородить себе уютный рабочий уголок в спальне или гостиной. Это особенно актуально в эпоху удаленки и домашних офисов. Так что берите на заметку, тем более что шинуазри переживает очередной ренессанс. И пусть сегодня его используют не столь активно, зато он способен привнести в ваш интерьер очарование восточной культуры. Шинуазри идеально подходит для спальни, гардеробной, кабинета, столовой или гостиной. Оформлять пространство целиком в этом пестром и немного театральном стиле дизайнеры не советуют — для нужного эффекта достаточно нескольких предметов или деталей.
Декор и фарфор
Самый простой способ добавить немного «китайщины» — обои в восточной эстетике с диковинными птицами, цветущими садами или драконами. Найти их в магазине не составит труда — они встречаются у многих производителей. Лучше всего акцентировать ими одну стену, например, над изголовьем кровати или позади обеденного стола. Даже в сочетании с современной обстановкой они сделают помещение запоминающимся и креативным. Более дорогостоящий вариант — использовать расписные или шелковые панно. Отлично, если получится подобрать диванные подушки и шторы им в тон. Помните, что цветовая палитра шинуазри обязательно должна быть яркой — никакой пастели, полутонов и мрачных красок. Только сочные оптимистичные оттенки. В особом почете — изумрудный, желтый и бирюзовый. Мебель в эстетике шинуазри найти, конечно, чуть сложнее, чем в скандинавском или лофт-стиле, тем не менее выбор есть. И делать его нужно с умом, чтобы красный комод или бирюзовый шкаф не вступили в конфликт с обоями. Шинуазри благоволит эклектике, но визуальный баланс сохранить все же важно. Поэтому хорошим вариантом будет классическая изящная мебель из темных пород дерева.
Без чего шинуазри не мыслим, так это, конечно же, без фарфора. В XVIII веке сервизы и вазы с кобальтовыми узорами были признаком благосостояния и передавались по наследству. Сегодня подобная посуда, к счастью, гораздо доступней. Но если решитесь выставлять ее на всеобщее обозрение в серванте или на полке, делайте выбор в пользу настоящего тонкого фарфора. Здорово, если получится найти старинную вещицу на блошином рынке, в антикварном магазине или Интернете. Но помните, что при всей своей любви к декоративным элементам этот стиль не терпит дешевизны. Забудьте о плакатах с иероглифами, керамических поделках, бумажных веерах и статуэтках Будды, привезенных в качестве сувенира из Азии. Все же шинуазри сформировался в королевских дворцах и особняках аристократии. Неудивительно, что для него важно внимание к деталям, высокое качество и благородное происхождение.