В европейской версии главный ингредиент шарлотки — никакие не яблоки, а баварский крем — совершенно самостоятельный десерт, изобретенный в начале XIX века легендарным французским шеф-поваром Мари-Антуаном Каремом, которого справедливо называют одним из основоположников современной высокой кухни.
Ее величество Шарлотка
Занятно, что свой путь на вершину гастрономического олимпа Карем начинал в Париже, где прославился созданием сложных тортов, внешне напоминающих архитектурные сооружения. После падения Наполеона он перебрался в Великобританию и поступил на службу к Георгу IV. Будучи на службе у английского монарха, он придумал легкий крем, в котором вместо муки и крахмала использовался желатин или рыбий клей. Десерт получил название «баварский крем» и вскоре стал любимым лакомством немецкой и британской аристократии. Затем Карем благоразумно посчитал, что, если дополнить сладость тонкими и длинными бисквитными печеньями савоярди, а сверху украсить конструкцию свежей клубникой, шоколадом или запеченными яблоками, то получится отличный летний торт. По легенде, придуманный им десерт Мари-Антуан назвал в честь одной из родственниц короля Георга IV. Одни считают, что своим именем шарлотка обязана единственной дочери короля, принцессе Шарлотте Августе Уэльской. Другие убеждены: дамой, вдохновившей Карема, стала Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая — мать правителя Великобритании. Так или иначе, но именно такая разновидность шарлотки популярна в Европе и по сей день. Подача лакомства тоже отличается от российской — летний торт с баварским кремом принято есть холодным. Кстати, сегодня для его начинки нередко используются не только яблоки, но и клубника, малина, груши и бананы.
Гостья из Европы
Занятно, что следующим работодателем Мари-Антуана Карема стал ни много ни мало сам император Александр I. О талантах французского шефа самодержец всероссийский знал не понаслышке. Дело в том, что именно Карем готовил яства для званого обеда по случаю взятия Парижа русскими войсками в 1814 году, во время которого окрыленный победой над Наполеоном Александр I даже поднял бокал в честь талантливого повара. Увы, пребывание Карема в наших краях оказалось недолгим. Поговаривают, император даже не имел возможности насладиться обедами от Мари-Антуана: все время, пока прославленный шеф заведовал царской кухней, коронованный властитель находился в отъезде. Показательно, что шарлотка, которой Карем потчевал петербургский двор, от своей европейской сестры ничем не отличалась. Однако у нас в стране рецепт изысканного французского лакомства не прижился. Причина банальна. Как ни крути, но бисквиты савоярди и баварский крем — ингредиенты труднодоступные. Зато после гастрономических гастролей Карема в России придуманный им десерт в Европе стали именовать Charlotte Russe.
Остатки сладки
Впрочем, если уж совсем по-честному, идея использовать баварский крем и готовые савоярди для приготовления летнего торта возникла у Мари-Антуана не на пустом месте. Он просто переосмыслил традиционный английский рецепт пудинга, основой для которого служил вчерашний хлеб или остатки бисквитов. Их смачивали в сиропе или вине, а затем укладывали слоями, между которыми помещали измельченные фрукты. Вскоре передовой английский опыт переняли немцы. Они-то и полюбили начинять нехитрые десерты из хлебных остатков печеными яблоками, ведь в силу климатических особенностей в Германии и Австрии эти фрукты нередко оказывались слишком кислыми на вкус и для отдельного употребления в пищу не годились. В Россию немецкие булочники стали массово приезжать в конце XIX века. В своих пекарнях они продавали шарлотку упрощенную — пирог из остатков хлеба, начиненный яблоками, с которыми в наших краях тоже никаких проблем нет. Именно этот рецепт пирога и подсмотрели у немцев наши хозяюшки. Правда, с оговорками. Европейскую традицию не делать новое тесто, а использовать остатки вчерашних булок русские люди решительно отвергли. Более того, они неустанно потешались над экономными немецкими хозяйками, нередко за глаза называли их Шарлотками и приговаривали: «Эти женщины настолько жадные, что даже пироги готовят из сухарей».
Новейшая история
Считается, что окончательно рецепт российской шарлотки сложился в первой половине XX века. Неспроста же его включили в первое массовое издание легендарной «Книги о вкусной и здоровой пище», вышедшей в 1952 году. Правда, в главной советской гастрономической энциклопедии десерт фигурировал под названием «воздушный пирог из яблок» — в то время называть лакомство именем иностранного происхождения считалось политически некорректным. Любопытно, что на соседней странице книги был размещен и рецепт бабки из белого хлеба с яблоками, один в один повторяющий традиционную немецкую вариацию шарлотки. Не менее занятно, что на другом конце земного шара, в США, примерно в этот же период стала популярна еще одна разновидность десерта, придуманного Мари-Антуаном Каремом. Доподлинно неизвестно, иммигранты из какой европейской страны привезли в Америку рецепт Charlotte Russe, однако владельцы кондитерских и закусочных Нью-Йорка быстро сообразили, что продажи сладости значительно возрастут, если люди получат возможность есть шарлотку не только сидя за столиком в кафе, но и прямо на ходу. Они модифицировали бисквитное тесто и начали скручивать его на манер швейцарского рулета. В результате пирог стал внешне походить на купол: внутри лакомства по-прежнему был пудинг, на который сверху выкладывали свернутые на манер улиток кусочки рулета. Очередная разновидность сладости получила название Шарлотта Рояль. В Нью-Йорке ее активно продавали навынос в бумажных стаканчиках, причем сверху хитрую конструкцию щедро поливали взбитыми сливками. Кстати, для начинки этой версии шарлотки яблоки никогда не использовались. Их полностью заменили на клубнику, малину, фруктовые и ягодные джемы.