Быть членом жюри — большая ответственность. Чаще всего судьями различных конкурсов становятся профессионалы, заслужившие признание в тех или иных областях. Их мнение всегда авторитетно, и именно от их решения зависит, кто станет победителем. Судьи спорят, не соглашаются друг с другом, но подводят итоги. Зрители, в свою очередь, переживают, не соглашаются с судьями и искренне болеют за участников. Найти подходящего судью для телеконкурса, как выяснилось, нелегкий труд. «МК-Бульвар» изучил судейский состав самых заметных телепроектов сезона, попытался выяснить закономерности и получил все комментарии от компетентных лиц.
Народный конкурс «Минута славы» производится по формату аналогичного американского телешоу, участником которого может стать каждый житель страны, отличающийся оригинальным умением или талантом. В американском проекте жюри конкурса состоит из представителей трех творческих профессий: журналист, актер и певица. Поэтому, когда создавалась «Минута славы» в России, основным требованием к жюри было то, что в нем должны присутствовать представители разных сфер искусства. «Мы пришли к выводу, что на роль журналиста очень хорошо могла бы подойти писательница, — рассказывает креативный продюсер „Минуты славы“ Карина Зискина. — Татьяна Никитична Толстая подходила как никто другой. Рядом с нею, по нашему мнению, в жюри должен был находиться такой же авторитетный человек, который составил бы противовес Татьяне Никитичне, и им стал Александр Васильевич Масляков. На протяжении многих лет он ведет программу КВН, обладает безупречной репутацией и отличным чувством юмора. В КВН его образ уже привычен для зрителя, а нам захотелось раскрыть его личность с другой стороны». Создатели программы не скрывают, что для придания драматургии шоу они учитывали и характер судей. Один из них непременно должен был быть строгим, каким оказалась Татьяна Толстая, а второй — более мягким и лояльным. Им стал Александр Масляков.
Третий член жюри «Минуты славы», который меняется от программы к программе, помимо исполнения собственно функций «жюрения» несет на себе дополнительную смысловую нагрузку: он должен уметь не поддаться влиянию хозяев проекта и отстоять свое, отличное от их мнение. «Большинству из тех, кого мы приглашали на эту роль, это удавалось, — рассказывает Карина Зискина. — Это и Ксения Собчак, и Филипп Киркоров, и Игорь Матвиенко, и Владимир Жириновский, и Рената Литвинова». Звезды практически никогда не отказываются побывать в роли судей. Лишь один раз на программу не пришел Армен Джигарханян, объяснив, что он просто не сможет сказать «нет» ни одному из участников.
По замыслу создателей программы «Ты — суперстар», в прошлогоднем шоу должен был возникать конфликт поколений: в жюри сидели молодые певцы и певицы, на сцене выступали уже состоявшиеся артисты, и молодое поколение в лице певицы Максим, Славы или Влада Топалова делало опытным мэтрам критические замечания. «Тогда мы решили перевернуть все с ног на голову, — рассказывает руководитель проекта Сергей Евдокимов. — В этом году нам было важно, чтобы жюри конкурса было как можно более представительным. Мы решили сознательно не звать туда вокалистов, то есть коллег звезд по цеху, чтобы на программе не возникало ненужного конфликта, а пригласили известных режиссеров, актеров и композиторов». При отборе членов жюри создатели «Суперстара» руководствуются следующими критериями: претендент должен обладать определенным статусом в обществе, быть узнаваемым, хорошо говорить, аргументировать свое мнение и уметь поддержать разговор.
«Мы считаем, что открытием нашего шоу стал журналист Сергей Соседов, — продолжает Сергей Евдокимов. — Мы вспомнили программу „Акулы пера“, которая существовала десять лет назад, вспомнили, как он харизматичен, и решили пригласить его в жюри. Вторым открытием нашей программы я назвал бы композитора Владимира Дашкевича. Он обладает столь большим авторитетом, что может критиковать даже Аллу Пугачеву. А Артем Варгафтик, специалист по классической музыке, в этом году привнес в наше жюри немного академизма».
С началом работы над проектом «Звездный лед» сразу же встал вопрос, кто возглавит компетентное жюри. Решение было принято практически единогласно — Елена Чайковская. Создатели шоу позвонили знаменитому тренеру, и она с удовольствием согласилась сотрудничать. «Нам показалось, что будет интересно, если в жюри нашего конкурса войдет еще один профессионал в фигурном катании. Этим профессионалом стал Игорь Бобрин, — рассказывает PR-директор компании-производителя Светлана Подчерняева. — Кроме того, мы подумали, что было бы хорошо пригласить еще одного безусловного специалиста в своей области, но который в то же время не оценивал бы конкурс с точки зрения фигурного катания. Так возникла кандидатура короля танца Николая Цискаридзе». В этом году к троим постоянным членам жюри «Звездного льда» добавился еще один — певец Николай Басков, а пятый член жюри — приглашенная звезда, которая не является профессионалом в фигурном катании и ставит, по выражению создателей, «оценку душой».
В числе последних в этом году были Владимир Жириновский (и таких низких оценок, как у него, конкурсанты не получали ни от одного члена жюри), Николай Фоменко, который был также строг, но при этом объективно иллюстрировал свои низкие оценки искрометными комментариями. А вот Александр Буйнов, напротив, почти каждую пару удостоил высшего балла. «Никаких советов перед началом шоу новым членам жюри мы не даем, — говорит Светлана Подчерняева. — Ведь тогда мы рискуем получить от них предсказуемую реакцию. А нам важно, чтобы их мнение было абсолютно неожиданно».
Основной принцип формирования жюри КВН был сформулирован еще в 1960-е годы: было решено, что судьями конкурса будут известные люди. Их количество тоже определилось практически сразу: компанию в шесть человек легко охватить глазом, да и чайные сервизы в советские времена выпускали именно на шесть персон. Споры о том, кто должен судить КВН, не утихали до середины 90-х. Одни члены клуба отстаивали идею, что выставлять оценки должны опытные кавээнщики — они как никто другой понимают происходящее на сцене. Но был очевиден и минус такого подхода: члены клуба хорошо знают уровень каждой команды и могут ставить оценки не за игру, а по совокупности заслуг. Сторонники другой крайности настаивали на полной объективности и предлагали посадить в жюри людей с улицы.
Поиском золотой середины занимался Александр Масляков — именно его прерогативой было и остается формирование состава жюри. В результате в жюри КВН побывали и писатели-сатирики, и политики, и актеры, и чиновники, но никто из них не был идеальным. Выход был найден случайно. В 1994-м кавээнщики готовили передачу «Александр-шоу. Тридцать лет спустя», посвященную творческому юбилею Александра Маслякова. Программу сняли в форме КВН: несколько известных телеведущих сделали свое приветствие, которое так понравилось Маслякову, что он пригласил коллег в жюри. С тех пор основу жюри составляют из людей, так или иначе связанных с телевидением. Исключение из правила составляет разве что мэтр жюри КВН — режиссер Юлий Гусман, который с 1986-го стал почти таким же лицом игры, как и Александр Масляков.
Жюри проекта «Ледниковый период» уже третий год возглавляет знаменитый тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова. В прошлом году постоянным судьей на шоу была и олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова, а в этом году пару Татьяне Тарасовой составил известный фигурист Антон Сихарулидзе. Кроме постоянных членов жюри на каждой программе присутствует трое сменных судей. Среди них — самые уважаемые лица страны: актеры, музыканты, телеведущие, политики, модельеры, спортсмены.
В шоу «Смех без правил» и «Убойная лига» оценивается чувство юмора участников, а значит, один из членов жюри должен и сам иметь к юмору непосредственное отношение. «Это могут быть актеры, авторы и режиссеры юмористических фильмов или сериалов. Словом, те, кто вплотную занимается эстрадным или телевизионным юмором, — говорит режиссер Ксения Чашей. — Второй член жюри может быть спортсменом, так как у нас все-таки соревнование и настоящая борьба за вполне реальный и внушительный приз». А вот пост постоянного председателя жюри двух передач занял Михаил Марфин. «Вряд ли вы найдете в нашей стране человека с таким же громадным опытом работы в юмористической нише, как у Михаила Наумовича», — резюмирует режиссер.