Коридор с гримерками артистов живет своей жизнью. Рядом с каждой дверью — по несколько бронзовых табличек с фамилиями звезд Малого театра. Но сегодня их временно занимают звезды другой сцены, эстрадной. Из-за закрытой двери с напечатанным на бумаге именем «Полина Гагарина» доносится громкое пение: артистка очень волнуется и распевается перед выходом на сцену. Дверь в гримерную Сергея Лазарева открыта: певец сидит перед зеркалом, где ему делают сложный грим — рисуют прямо на лице венецианскую маску. Так что его сразу и не узнать. Спешно проходит к себе в комнату Валерия с сопровождающим ее супругом и продюсером Иосифом Пригожиным. И лишь в другом коридоре, где расположились гримерные членов жюри, обстановка намного непринужденнее — Любовь Казарновская, Зураб Соткилава и Роман Виктюк смеются, общаются друг с другом и членами съемочной группы.
В зале проходят последние приготовления. Темой сегодняшнего конкурсного дня заявлена «итальянская песня», и на сцене устанавливают декорации, напоминающие городскую площадь Италии — почти настоящие фонтан и скульптуры. Музыканты оркестра настраивают инструменты, дирижер Сергей Скрипка занял свое место и ждет команды режиссера к началу съемок. Празднично одетые зрители занимают места в зале — все-таки обстановка Малого театра обязывает. Предыдущие программы записывались в МХТ им. Чехова и филиале Малого театра на Большой Ордынке.
А где же еще слушать настоящую оперу? Конечно, не в студии «Останкино».
Проект длится уже больше месяца, и за это время его участники здорово взялись за себя. «Конечно, первая программа была для них самым тяжелым испытанием, потому что в ней они пели оперные арии — Верди, Пуччини, Чайковский, Рахманинов, — объясняет член жюри Любовь Казарновская. — Но они растут и раскрываются для нас с новой стороны, потому что серьезно занимаются вокалом, и это слышно. Нужно петь живым звуком, с живым оркестром, безо всяких обработок. Ты должен выйти и „отоварить“. Это всегда громадная дисциплина для голоса, для личности самого артиста. И я вижу, что у них проснулся азарт, загорелись глаза». «А на настоящую оперную сцену уже кого-нибудь из конкурсантов выпустили бы?» — всерьез спрашиваю я. «Нет, пока нет, — смеется Любовь Юрьевна. — Опера очень серьезное дело, и для этого нужно много работать. Это как выйти на балетную сцену. Только там сначала нужно долго стоять у станка, а здесь — у рояля. Но легкое касание к жанру у наших участников все же произошло».
С Любовью Казарновской согласен и еще один член жюри, Зураб Соткилава. «Оперная сцена — это очень сложно. Она требует большого звука. И на эстраде у нас нет таких голосов, которые могли бы работать в Большом театре, тем более в той тесситуре, в которой написал композитор. Но если вы это напишете, меня расстреляют! — улыбается мэтр. — Наши участники поют так, как им удобнее, — опускаются на полтона, на тон ниже. Сергей Лазарев — единственный, кто спел арию Ленского в нужной тональности. Хотя Филипп (Киркоров. — „МКБ“), например, смог бы петь в „Садко“ арию индийского гостя, если оркестр будет ему аккомпанировать мягко».
Филипп Киркоров выступает первым с номером «Скажите, девушки», переведенным на английский язык. И поражает жюри не только своим исполнением — все единогласно ставят по пять баллов, — но и постановкой номера и особенно шикарным голубым костюмом. «Филипп, если ты сам выбирал этот наряд, то ты молодец. Или же молодец тот, кто тебя так одел», — комментирует Зураб Лаврентьевич. «Нет, это заслуга нашего художника по костюмам Кати Котовой, которая придумала этот образ», — говорит певец. В костюмерной, расположенной за сценой, работа не прекращается. Прямо на ходу мастера успевают что-то пришить-прострочить, чтобы на сцене все выглядело безупречно. И, конечно, их старания не проходят даром.
Еще один специалист, приглашенный специально для работы в шоу, — врач-фониатр Наталья Владимировна Оленчик. Ее задача — терапевтическая помощь артистам, которая зачастую переходит и в просто психологическую поддержку. Ведь помимо гомеопатических препаратов, прописываемых звездам для восстановления тонуса, Наталья Владимировна их может и просто приободрить перед выступлением. Многие артисты приезжают на съемки уставшими, прямо из аэропорта, с гастролей. Тамара Гвердцители перед одним из выступлений спала два часа. «Как можно в таком состоянии исполнять классическую музыку?» — удивляется Оленчик.
Для Димы Билана, блестяще исполнившего «Памяти Карузо», жюри нашло особенные слова. «Уверена, что настоящего Билана мы знаем процентов на тридцать. Вы открываетесь с другой стороны, у вас огромный потенциал, Дима, о котором вы сами даже не знаете, — восхищается Любовь Казарновская. — У вас внутри такая силища — занимайтесь пением, черт возьми! Я вам буду периодически звонить и говорить: „Вы распеваете голос до крайних верхов?“ Чтобы вас совесть мучила каждый день».
Уже второй раз у певца ломается техника. В другой конкурсный день отключился микрофон, сегодня — выключился монитор, на котором записан текст. Пришлось останавливаться и записывать номер со второго раза. Но на выступлении это никак не отразилось. И все равно певец к себе критичен. «Самая большая сложность в том, что приходится пропевать сложные вещи за очень короткое время. То, что другие делают месяцами, мы ставим за четыре дня. Я считаю, это просто геройский поступок, — говорит Дима. — А вообще я пришел на проект из эгоистических соображений — мне всегда хотелось попеть с оркестром и тот репертуар, который хочется. Вот будут сольные концерты — обязательно возьму в программу арии Иисуса и Париса. А еще этот проект напомнил мне студенческие годы, когда я учился в Гнесинке и ходил в консерваторию с нотами под мышкой».
Вышедшую на сцену Валерию не узнать. Даже коллега Сергей Лазарев, увидев певицу за кулисами на мониторе, удивляется: неужели она? На исполнительнице — сексапильный наряд и парик из длинных русых волос, все это — для номера «Arrivederci, Roma». «Этот образ мы собирали по крупицам, — делится после выступления Валерия. — Хотели передать настроение 1940−1950-х годов. Смотрели у меня дома книги по истории моды тех лет, но привнесли в костюм и современные элементы. Потом добавили парик. Все-таки я — блондинка с короткими волосами, вот и решили поиграть в Италию до конца».
«Знаете, что еще нам всем сильно „подмаслило“? — откровенничает Дима Билан. — Когда мы спросили продюсеров, будет ли еще один сезон „Призрака оперы“, нам ответили, что приглашать-то больше и некого». По словам режиссера проекта Василия Бархатова, в шоу пригасили тех артистов, на которых было бы интересно смотреть с точки зрения их драматических способностей и которые при этом могли бы осилить оперную арию. Пусть и не в идеальном виде. Таковыми оказались восемь человек. «Я сделал два открытия — это Сергей Лазарев и Полина Гагарина. Остальных я знал хорошо, — говорит Зураб Соткилава. — Когда услышал Полину в первый раз, подумал: «Боже мой, это же несчастье, кто ее сюда привел? Но сейчас она занимается с моим концертмейстером и выглядит очень хорошо. А вообще самая большая заслуга этого проекта в том, что нужно не только ноги показывать, но еще и голосом работать. Данные у них есть, но это нужно развивать».
Сергей Лазарев, в жизни которого уже было много телевизионных конкурсов («Утренняя звезда», «Цирк со звездами», «Танцы на льду»), исполняет известную итальянскую композицию «Sole mio» и рад, что ему представилась возможность поучаствовать в шоу «по профессии». «Выбор у нас огромный, но в то же время под каждый голос есть свой репертуар. Я не лезу в то, что поют баритоны или теноры, выбираю, что подходит для меня, — объясняет Сергей. — К тому же арии должны быть максимально узнаваемы, и чтобы под них можно было поставить красивый номер». «В проекте участвуют певцы разных возрастов, не считаете, что силы неравны?» — интересуемся мы у певца. «Я прекрасно осознаю, какой колоссальный опыт у Тамары Гвердцители, у Льва Валериановича, у Филиппа. Но и у меня он тоже есть, несмотря на то что я молодой. К тому же у меня нет задачи перепеть Льва Лещенко, — замечает певец. — Это было бы абсурдно. Моя задача — максимально по-новому раскрыться для зрителя и приучить моих молодых поклонников к той музыке, которую они, может быть, никогда не послушают сами».
Необычная роль у дирижера Сергея Скрипки. Его оркестр впервые аккомпанирует звездам эстрады, и делает свою работу как всегда профессионально. «Для многих людей здесь открылись новые миры, — считает Сергей Иванович. — Оказывается, существует опера не занудная и не скучная. И мы напрасно думаем, что молодым это не интересно — их просто никто не знакомит с этим жанром. А так у них появляется возможность выбрать что-то, отличное от попсы. Мне нравится, что у нас проект вышел из рамок британской лицензии, в которой были строго оперные арии. Хотя я бы все-таки к опере вернулся в самом конце. Теперь, уже с высоты опыта наших артистов, мне кажется, это было бы правильно».