Последний раз тема «Оскара» поднялась на прошлой неделе Рупертом Уайаттом — режиссером фильма «Восстание планеты обезьян», где Энди Серкис сыграл главную роль шимпанзе-революционера по имени Цезарь. Слово «сыграл» неспроста написано без кавычек — ибо, несмотря на то, что актер ни разу в кадре не появился в своем собственном человеческом облике, поумневшего примата он именно играл. Только превращался Серкис в обезьяну не с помощью косметики и парика, а благодаря компьютерным датчикам и мини-камерам, фиксировавшим каждое движение и мимику Энди. Хотя сам актер нынешние технологии называет не иначе как современным гримом. «Меня убивает, что многие даже не пытаются понять, что такое процесс „захвата движения“, — признается Энди. — Вспомните Джона Хёрта в фильме „Человек-слон“, за роль в котором он получил „Оскар“. Чтобы превратиться в этого страдающего жуткой болезнью персонажа, на Джона накладывали килограммы грима. Технология „захвата движения“ — то же самое, только грим накладывается на лицо датчиками, а потом на компьютере превращается в пиксели. Но это только внешний вид героя. Все же остальное, что происходит с персонажем на экране, — чистая актерская игра». Подобной актерской игрой Энди Серкис занимается уже более десяти лет. И отчасти сам в этом «виноват».
Эндрю Клемент Серкис, родившийся 20 апреля 1964 года в Лондоне в семье этнического армянина Саркисяна, вообще-то не помышлял об актерской карьере. Его отец — уважаемый врач-гинеколог, а мать — учитель детей с ограниченными возможностями — часто по работе ездили в Багдад. Так что детство Энди прошло между Великобританией и Ираком. Эта непохожесть культур развила в мальчике интерес к творчеству, прежде всего рисованию. В школе и университете не могли этого не заметить и стали обращаться к Серкису за помощью с декорациями и костюмами для студенческих постановок. Так бы он, возможно, и стал художником-постановщиком, если бы однажды Энди не попросили заменить приболевшего актера. Серкису так понравилось, что он вскоре попал в одну из трупп Ланкастера и стал играть в одной пьесе за другой на голом энтузиазме, не прося даже гонорара. В 1987 году Серкис дебютировал на ТВ, в
Но звал Джексон Серкиса лишь в качестве голоса Голлума. Вся работа должна была занять у актера не более трех недель. Однако Энди отказался просто озвучивать падшего хоббита — он хотел его именно сыграть. А чтобы доказать Питеру, что способен на это, стал на прослушивании скакать, приседать, размахивать руками и заискивающе смотреть в глаза. То есть вести себя так, как в его видении должен был вести себя Голлум. Джексон пришел в такой восторг, что немедленно согласился на авантюру, то есть отказался от нарисованного персонажа в пользу технологии «захват движения».
Так на ближайшие четыре года рабочим костюмом Серкиса стало обтягивающее трико с маркерами. В первый же съемочный день Энди в таком виде надо было вскарабкаться на склон горы. «Часть группы смотрела на меня с ужасом: „Кто это? Что он тут делает в этом наряде из секс-шопа?“. Я и сам был немного в шоке от происходящего», — вспоминает актер. Однако стоило всем, включая Энди, посмотреть, как все выглядит на экране, стало понятно, что затея себя оправдывает. И Серкису пришлось, как и всем остальным, входить в образ, придумывать «фишки» своему персонажу и выкладываться на площадке по полной. Чтобы показать отчаяние и безумство Голлума, Энди изучил поведение «завязавших» героиновых наркоманов. Голос падшего хоббита актер «своровал» у кошек: в разговоре он имитировал звуки, которые они издают, когда пытаются откашлять клочки шерсти. А подмогой в передаче манер движения персонажа Серкису послужил его собственный опыт многолетнего увлечения скалолазанием. Правда, в отличие от коллег по площадке Энди все сцены приходилось играть дважды. Сначала — на натуре, вместе с актерами, а потом — в студии, где камеры уже фиксировали мимику и взгляд исполнителя роли Голлума.
Трилогия «Властелин колец» в общей сложности получила 17 премий «Оскар», но ни одна из статуэток не досталась Серкису. Американские киноакадемики, ответственные за выдачу наград, оказались жуткими консерваторами и не вынесли современные технологии в качестве нового пункта в списке претендентов на премию. Хотя сам Энди уверен, что «захват движения» не нуждается в отдельной номинации, и актеры, снимающиеся в кино с помощью этого процесса, должны выдвигаться на «Оскар» наряду со всеми остальными. И уже в 2005 году снова прибег к гриму XXI века в картине «Кинг Конг».
Изображать гигантскую гориллу оказалось сложнее, чем Голлума. И не только из-за ее роста, но и физических данных и пропорций тела, весьма отличных от человеческих. Поэтому Энди помимо трико с маркерами пришлось надевать также грузы на колени и предплечья, чтобы жесты обезьяны выглядели более мощными. А чтобы они были максимально правдоподобными и соответствовали настоящим обезьяньим повадкам, Серкис стал частым посетителем лондонского зоопарка, где подружился с самкой гориллы Заирой, и даже отправился в Руанду, где наблюдал за приматами в дикой природе. Еще одной сложностью в изображении Конга стало то, что он, в отличие от Голлума, не разговаривает, и все настроения гориллы приходилось показывать мимикой. Для этого на лице актера находилось 132 сенсора, фиксирующих минимальные движения бровей, носа, щек и губ. Картина «Кинг Конг» удостоилась трех «Оскаров», включая премию за визуальные эффекты. Но киноакадемики снова решили, что заслуги Серкиса в этом нет.
Однако Энди не сдается и вновь доказывает зрителям, что за «захватом движения» — будущее кинематографа. Только на этот раз перевоплотившись в фильме «Восстание планеты обезьян» в шимпанзе. Для подготовки к роли Цезаря Серкис также тесно общался с приматом — шимпанзе по кличке Оливер, который с рождения воспитывался людьми, что сильно повлияло на его характер и манеры. Например, Оливер никогда в жизни не ходил на четырех лапах, а своей мимикой он пытался повторять выражения лиц людей при той или иной реакции на происходящее. Энди делал все с точностью наоборот: пытался повторять выражение морды шимпанзе. И насколько убедительно это у него получилось, говорят цифры мировых кассовых сборов, которые уверенно приближаются к 200 миллионам долларов. Правда, до возможного выдвижения на «Оскар» еще далеко.
Но Серкис и не думает останавливаться. Вскоре выйдет мультфильм Стивена Спилберга «Приключения Тинтина», где Энди вместе с другими именитыми актерами по той же технологии исполнил роль одного из главных героев. «Это мое третье сотрудничество с Питером Джексоном, который является продюсером картины, — рассказывает Серкис. — И когда он меня вновь пригласил поработать с ним, я испугался, что теперь он предложит мне сыграть собаку Тинтина Мелка. Но, слава богу, мне достался человек — Капитан Аддок».
А в 2012 году на экраны вернется Голлум — в дилогии «Хоббит», где Энди выступит еще и в роли второго режиссера по просьбе того же Джексона. И, самое главное, откроется школа-студия «Воображариум», где Серкис будет учить актеров технике игры при «захвате движения», которую, может быть, когда-нибудь назовут системой Энди Серкиса.