Историю жизни и служения Родине Алексея Трофимова, его жены Любочки и лучшего друга Ивана Вараввы каждый год показывают на 23 февраля. А в 1971 году критики отнеслись к картине очень прохладно, называя ее незамысловатой и даже банальной. Зрителям же «Офицеры» как раз и понравились за простоту и искренность. И это неудивительно, потому что большинство создателей картины сами знали не понаслышке, что такое война. Написавший сценарий Борис Васильев после девятого класса ушел добровольцем на фронт, служил в воздушно-десантном полку, а после войны работал испытателем танков и бронетранспортеров. Георгий Юматов, исполнитель роли Алексея Трофимова, в шестнадцать лет пошел служить юнгой на торпедный катер. Наверное, многие помнят сцену, когда Люба видит шрам на спине своего мужа: он настоящий. Юматов на фронте был несколько раз ранен и контужен. Василий Лановой, сыгравший обаятельного Ивана Варавву, не воевал, так как в 1941 году ему исполнилось всего семь лет. Но он побывал в оккупации, и однажды его чуть не убил немец, описав дугу из автоматной очереди над головой мальчика. Был фронтовиком и режиссер картины Владимир Авраамович Роговой. Все вместе они вложили в фильм не только свой талант, но и фронтовой опыт и знание жизни.
До съемок у главных исполнителей были очень натянутые отношения. Еще в 1956 году Юматов начинал сниматься в роли Павла Корчагина, но режиссеров Алова и Наумова что-то в Георгии Александровиче смущало. В результате они пригласили в картину Ланового, который блестяще справился с задачей. Неудивительно, что актеры практически не разговаривали друг с другом. Но постепенно на «Офицерах» они сдружились и потом всю жизнь поддерживали теплые отношения.
Кстати, поначалу Василий Семенович отказывался от роли Вараввы. Она показалась артисту очень маленькой и неинтересной. Дошло до того, что режиссер картины Владимир Роговой обещал Лановому увеличить гонорар в три раза, потом пугал, что пойдет жаловаться в ЦК комсомола. А в результате он рассказал актеру свое видение роли в романтическом свете, и это зацепило будущего Варавву. А ведь до Ланового на эту роль претендовали и Олег Ефремов, и Александр Белявский, и Валентин Гафт.
В случае с Юматовым ситуация была противоположной. Роговой примеривал образ Алексея Трофимова на Николая Рыбникова, Евгения Жарикова, Георгия Буркова и Анатолия Ромашина. Может, пробы на главную роль затянулись бы надолго, если бы режиссеру не позвонил Борис Васильев: «Возьми Жору Юматова, не пожалеешь». Васильев и Юматов подружились в 1958 году на съемках фильма «Очередной рейс», снимавшегося по первому курсовому сценарию будущего писателя. Рогового смущал только один факт — что Юматов может уйти в запой. Так оно впоследствии и получилось, из-за чего пришлось вызывать из Москвы в Севастополь жену Юматова Музу Крепкогорскую. В Севастополе снимались сцены мирной жизни и романа сына Трофимовых Егора с одноклассницей Машей Белкиной. Чтобы как-то оправдать расходы на приезд супруги актера, для нее прописали крохотную роль мамы Маши. И оно того стоило, потому что под присмотром жены Юматов снова включился в работу.
Не сразу получилось и с ролью Любы Трофимовой. Сниматься начала Елена Добронравова («Миссия в Кабуле», «Тегеран−43»). Но актриса хотела сыграть тайную страсть Любы к Ивану Варавве. Режиссер был категорически против этого, и из-за творческих разногласий Роговой с Добронравовой расстался. И чуть ли не в этот же день он увидел в троллейбусе Алину Покровскую, которая внешне идеально подходила для офицерской жены. В результате эта роль для актрисы стала одной из главных в ее жизни, как и для Юматова и даже Ланового. Фильм получился по-настоящему народным и любим не одним поколением зрителей.