День рождения изменить нельзя…

Станиславу Сергеевичу Говорухину исполнилось 75 лет. Следуя мнению, что лучше всего о режиссере расскажут его фильмы, а о человеке — его коллеги, «МК-Бульвар» поговорил с актерами, которые снимались в самых известных картинах Говорухина.

ЛАРИСА ЛУЖИНА: «Говорухин гонял нас как проклятых»


В 1966 году Лариса Лужина уже была настоящей звездой, обладательницей национальной премии ГДР. А Станислав Говорухин сделал только вгиковскую курсовую работу под названием «Аптекарша». Но это не помешало режиссеру собрать интересную команду для съемок фильма «Вертикаль» и устроить им в горах настоящие испытания.

— Лариса Анатольевна, вы сразу согласились на предложение Говорухина сняться в его картине?

— Он собрал команду — даже проб не было, — и мы все отправились в горы. Я тогда еще снималась в Германии, и мне было достаточно сложно прилетать в Иткул (Башкортостан. — «МКБ»). Но я сразу согласилась.

— Какие остались первые впечатления о Станиславе Сергеевиче?

— Я помню только горы, потому что мы весь фильм там провели. И я до сих пор вспоминаю эту картину с теплым чувством и благодарностью Стасику Говорухину и Боре Дурову (фильм снимали два режиссера. — «МКБ») за то, что я испытала. Я недаром всем говорю, что Владимир Семенович (Высоцкий, исполнитель главной роли. — «МКБ») в это время сумел написать лучшие песни о горах. У него есть точные, очень хорошие слова: «Внизу не встретишь, как ни тянись, за всю свою счастливую жизнь десятой доли таких красот и чудес». И это действительно так.

— А «друга в горы тяни, рискни» — тоже подтвердилось?

— Конечно. С нами снимались альпинисты, мы были одна команда, жили дружной семьей, занимались одним делом и получали от этого огромнейшее удовольствие. Мы ходили на восхождения, нас Стасик заставлял.

«Вертикаль», 1967 г.

— Сильно вас гонял?

— В том-то и дело, что гонял нас как проклятых. (Смеется.) Я и говорю — садист. (Смеется.) Нашей первой вершиной для покорения стала гора Вулей.

— Вы действительно Говорухина тогда обманули и Вулей не покорили?

— Да, обманули. Совсем недавно я ему об этом рассказала. (Смеется.) Мы почти дошли до вершины, но у нас не хватило сил. А когда мы спустились вниз, то там из земли нарзановые источники били, и мы пили нарзан прямо из фонтанчиков.

— Говорухин тогда рисовал?

— Я никогда не видела у него в руках мольберт, кисти или краски. Он очень любил жонглировать камушками. (Смеется.)

— Он сильно изменился с тех пор?

— Мне кажется, он стал более значительным, загадочным, больше обаяния мужского появилось. С возрастом он стал интереснее как мужчина.


ВЛАДИМИР КОНКИН: «Говорухин вдруг взял и встал на голову!»


фото: PhotoXpress

В 1979 году на экраны вышел культовый фильм «Место встречи изменить нельзя». Эта картина для многих актеров стала чуть ли не главной в фильмографии. Например, Владимира Алексеевича Конкина до сих пор называют Шараповым. Хотя актеру эта роль стоила немалых нервов, пота и крови.

— Владимир Алексеевич, Говорухина вы впервые увидели во время работы над фильмом «Место встречи изменить нельзя»?

— Познакомились мы с ним в Одессе, когда я прилетел с телеграммой о том, что актер Конкин приглашается на кинопробы фильма «Эра милосердия» (так назывался роман братьев Вайнеров, по которому снимали картину. — «МКБ»). Он произвел на меня очень хорошее впечатление: смешливый, с юмором. Он сразу вызывал какую-то симпатию, и складывалось такое ощущение, что люди рядом с ним чувствуют себя комфортно. Хотя в процессе съемок у него были экстравагантные поступки. (Смеется.) Допустим, мы снимаем какую-то сцену. И она не очень хорошо получается. В первый раз его реакция произвела на меня неизгладимое впечатление: он вдруг взял и встал на голову! А я по своей природе человек гибкий, и мы потом с Говорухиным как бы соревновались. Он на голову встанет, а я возьму и в стойке ногу за шею закину. (Смеется.) Вот и разряжали моментально обстановку на съемочной площадке.

— Но говорят, что Станислав Сергеевич мог и резко высказаться?

— Он себя сдерживал. (Смеется.) Я видел иногда, что он и «шипит», и хочет сказать недобрые слова. Но он уходил от этого.

«Место встречи изменить нельзя», 1979 г.

— Вы не раз говорили, что во время съемок «Места встречи…» вам было очень сложно. Говорухин вам помогал или стоял в стороне?

— Помощь и косвенная бывает. Через несколько месяцев работы я понял, что какие-то вещи должен делать сам. И Говорухин это тоже понял. Поэтому у нас не было разговоров: «А давай эту сцену попробуем так сделать?» Мы друг друга оставили в покое. Я не могу сказать, что у нас отношения были сверхдружеские. Скорее, они носили суховатый характер, но никогда не было вражды.

— А на съемках «Приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна» было по-другому?

— Во-первых, картина «Место встречи изменить нельзя» удалась. Если бы этого не случилось, то тогда бы в моей жизни не было бы и «Тома Сойера». Фильм «Место встречи…» сгладил очень многие углы, мы помягчали, понимаете? Нам на каждом шагу говорили: «Ой, какую хорошую вы сняли картину». А какому сердцу это не приятно слышать? Поэтому и «Том Сойер» снимался с хорошим настроением.


ВЛАДИМИР ЗЕЛЬДИН: «Ни один режиссер не приглашал меня к себе домой»


фото: Михал Ковалев

Фильм «Десять негритят» принес в 1987 году Владимиру Михайловичу Зельдину настоящую популярность, хотя на тот момент в его актерской биографии насчитывалось около тридцати картин.

— Владимир Михайлович, вы помните первую встречу с Говорухиным?

— Мое знакомство с ним стало для меня очень приятным событием. Когда я прилетел в Одессу на съемки, то встречавший меня ассистент режиссера сказал: «Владимир Михайлович, Станислав Сергеевич просил, чтобы я вас привез к нему домой». Для меня это было неожиданностью, потому что за мою скромную карьеру ни один режиссер не приглашал меня к себе домой. Его квартира произвела на меня весьма благоприятное впечатление: большая и светлая. Помню, на диване лежала собака, бассет. Я тоже очень люблю животных, поэтому тут же припал к ней. Потом Станислав Сергеевич пригласил меня позавтракать. И я обратил внимание, что вся комната была обвешана картинами. Тогда я подумал, что режиссер коллекционирует живопись. Но в разговоре оказалось, что все картины написаны им самим. Это были необыкновенно интересные, талантливые, с индивидуальной манерой письма работы. Этот факт тоже стал для меня каким-то приятным откровением. А позднее я узнал, что он еще и спортом занимается, альпинизмом. Он настоящий мужчина, красивый, умный, с ним приятно общаться. Ему ведь 75 исполняется?

«Десять негритят», 1987 г.

— Да, верно.

— Ну, он еще молодой. (Смеется.) Я его очень редко вижу, но каждый раз при встрече к нему обязательно подхожу, и мы разговариваем. Он прекрасно выглядит. Единственное, он много курит. А я к этому отрицательно отношусь. Ему нужно бросить курить. (Смеется.)


Ольга КРАСЬКО: «Говорухин подкалывал меня из-за моей худобы»


фото: Геннадий Авраменко

Ольга Красько снялась в фильме Станислава Говорухина «В стиле Jazz», который вышел на экраны страны в 2010 году. Это первая совместная работа режиссера и актрисы.

— Ольга, как вы попали в картину?

— Станислав Сергеевич вызывал меня на «Мосфильм». А спустя несколько дней увидел по телевизору фильм с моим участием. И, видимо, моя работа убедила его остановить свой выбор на мне. (Улыбается.)

— Помните вашу первую встречу?

— Я вошла в его кабинет на «Мосфильме» и оробела: мэтр сидел важно-вальяжный, в шикарном кресле, с трубкой и почти ничего не говорил. Говорила я, но от волнения не запомнила, что и как. (Смеется.) Не думаю, что на этой встрече он обратил на меня какое-то внимание.

— Какое впечатление произвел на вас Станислав Сергеевич?

— Он потрясающих знаний и ума человек. Замечательно рисует — я видела некоторые его работы. Захватывающий рассказчик — это знакомо тем, кто читал его книги или беседовал с ним. У него прекрасное чувство юмора и хороший вкус, он знает себе цену и все делает в свое удовольствие.

«В стиле Jazz», 2010 г.

— Все знают, что вы молодая мама. Говорухин делал для вас какие-то поблажки?

— Такого графика съемок, в смысле спокойствия, неторопливости и продолжительности смены, я никогда не встречала. Поэтому не было необходимости делать мне какие-то поблажки.

— Как известно, режиссер любит женщин статных. Вас поправиться не просил?

— Просил, но это не было настойчиво, скорее, он подкалывал меня из-за моей худобы.

— Какой Говорухин руководитель? Ведь в большинстве своем обстановка на площадке зависит от режиссера.

— Говорухин руководит так, что все заглядывают к нему в рот: что скажет, как отреагирует. Я бы сказала, что его боятся. Но специально он ни на кого не давит. Он научил меня выдержке, вере в себя, несмотря ни на что.

Популярные статьи