Имя Александра Сергеевича довольно часто встречается среди названий московских улиц, библиотек, музеев… Однако мест, на самом деле связанных с биографией поэта, в столице единицы: не имеет отношения к Пушкину Музей изобразительных искусств (хотя и носит многие десятилетия имя поэта), не бывал Александр Сергеевич (во всяком случае, это не подтверждено документами) и в особняке на Пречистенке, где сегодня так красиво и впечатляюще расположился посвященный ему музей.
Старинный особняк на Арбате, 53, — место уникальное. Это единственный в Москве дом, где поэт снимал свою собственную квартиру (до этого в свои частые приезды в первопрестольную Пушкин жил либо у друзей, либо в гостиницах).
«Одно желание мое, чтоб ничего не изменилось…»
Пушкин нанимает весь второй этаж особняка, принадлежащего семье Хитрово на Арбате, в январе 1831 года. Этот шаг был связан с предстоящей женитьбой поэта. За два года до этого в Москве на балу у известного танцмейстера Йогеля Пушкин встретил юную красавицу Гончарову и принял решение прервать свободный полет холостой жизни и связать себя узами брака. Долгое сватовство закончилось наконец согласием родителей невесты.
Холодным и вьюжным февральским вечером накануне венчания в новую квартиру поэта на «мальчишник» пришли его близкие друзья — веселые молодые люди, столичные франты, остряки и умники Петр Вяземский, Павел Нащокин, Евгений Баратынский, Денис Давыдов, Иван Киреевский, Николай Языков, композитор Алексей Верстовский, брат Пушкина Левушка… До поздней ночи в доме звучали их шутки и здравицы. 18 февраля, после венчания в храме Вознесения Господня у Никитских ворот, Пушкин привез в дом на Арбате свою молодую красавицу жену, где был устроен торжественный ужин. «Я женат — и счастлив, — писал Пушкин Плетневу 24 февраля 1831 года. — Одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется я переродился…». Через несколько дней Пушкины дали в квартире на Арбате свой первый семейный бал… Так начался самый светлый период жизни Александра Сергеевича Пушкина.
Об этой поре жизни поэта, о московском круге знакомых и друзей рассказывает сегодня постоянная экспозиция Мемориальной квартиры
«Нанял я Пушкин собственный дом…»
Появлению музея в доме № 53 на Арбате предшествовала кропотливая подготовительная работа. После постановления московского горисполкома (в августе 1972 г.) о передаче дома в ведение Государственного музея
В гостях у сказки
Сегодня музейная экспозиция арбатского дома разделена как бы на две части. Поскольку ни одного предмета из пушкинской квартиры до нашего времени не сохранилось, и также нет ни одного достоверного свидетельства современников об ее интерьере, было решено комнаты второго этажа, который снимали Пушкины, оставить почти пустыми. В залы с наборным паркетом внесены немногочисленные элементы старого декора в стиле ампир: нарядные тяжелые шторы, реконструированные по образцам 1830-х годов, бронзовые и хрустальные люстры, золоченые бра, канделябры, жирандоли, вазы. Они гармонично обрамляют несколько подлинных мемориальных экспонатов — конторку, за которой любил работать Пушкин (одна из двух специально заказанных для себя поэтом), два портрета Александра Сергеевича, запечатлевших поэта как раз в начале 30-х гг., прижизненный портрет Натальи Николаевны кисти замечательного художника И. Макарова… Сегодня к этим экспонатам на втором этаже добавилась витрина с личными вещами детей
А вот экспозиция первого этажа дома на Арбате насыщенна и разнообразна. Она посвящена чрезвычайно интересной и многоплановой теме «Пушкин и Москва». Здесь есть экспонаты, рассказывающие об архитектурном облике Москвы и городском быте первой трети XIX века. Несколько залов музея посвящены разнообразным связям Пушкина с культурой Москвы, а также с московскими литераторами, журналистами и издательствами — именно в Москве вышли первые публикации произведений поэта, в том числе «Бахчисарайский фонтан» (1824), вторая глава «Евгения Онегина» (1826), два издания «Братьев разбойников» (1827) и «Цыганы» (1827). Эти книги, являющиеся абсолютной библиографической редкостью, лежат сегодня на Арбате, на столе красного дерева под стеклянным футляром.
Но самым любимым у посетителей музея, несомненно, является зал, посвященный свадьбе Пушкина и Гончаровой. Среди семейных портретов, уникальных мемориальных вещей из имения Гончаровых в Полотняном Заводе, рукописей и документов, — два письма к деду Натальи Николаевны
Благодарим за предоставленные архивные материалы пресс-службу Государственного музея