ВАРИАНТ 1: ЗЛЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ
По сюжету нового фильма «Скайлайн» на Землю прилетает армада инопланетян. Как и во многих других картинах подобного жанра, например, «День независимости» или «Марс атакует!», пришельцы из «Скайлайна» не отличились изобретательностью. Они развесили свои гигантские корабли над различными населенными пунктами — большими и маленькими — с целью их атаковать. Когда вторжение началось, оказалось, что эти инопланетяне отличаются крайней живучестью и разнообразием видов, что поставило немногих оставшихся в живых людей в сложную ситуацию. Откуда ждать очередного нападения, что это будет за тварь и как ей противостоять — совершенно непонятно.
Эту беспощадную игру с человечеством ценой всего 10 миллионов долларов — именно таков бюджет картины — затеяли Колин и Грег Штраус. Как режиссеры они сняли фильм «Чужие против Хищника: Реквием» и различные клипы, например «Californication» для Red Hot Chili Peppers. А прославились работой над спецэффектами в таких блокбастерах, как «2012», «Аватар» и «Люди Икс». При создании своих пришельцев они обратились к животному миру Земли: гидр срисовали с медузы, скрестив ее с реактивным самолетом, танкеров — с гориллы, увеличив ее в десятки раз и наградив множеством глаз, а свет Сирены — с сияния глубоководных рыб со светящимися органами, вроде удильщиков. Хотя поклонники картины «Война миров», которая также рассказывает о захватническом нападении инопланетян, могут углядеть в «скайлайновских» агрессорах сходство с марсианами Спилберга. Впрочем, внешний вид пришельцев не важен — важны последствия их действий, которые не сулят человечеству ничего хорошего.
ВАРИАНТ 2: ГУМАННЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ
Впрочем, не все космические гости, прилетевшие уничтожить Землю, преследуют свои корыстные инопланетные цели. Есть среди них и гуманисты. По отношению к нашей планете, не к нам. Подобные защитники «голубого шарика» предстали в фильмах «День, когда Земля остановилась» и «Знамение». В обоих представители соседних галактик посчитали, что лучше разбираются в земных делах, и, оставшись недовольными тем, что творят люди со своей родной планетой и с самими собой, решили навести вселенский порядок, уничтожив человечество. В первом случае, к счастью для людей, пришелец с именем Клаату и лицом Киану Ривза сжалился на первый раз над жителями Земли и дал им еще один шанс на исправление, успев разрушить совсем немного. Во втором случае человечеству повезло меньше: за исключением некоторых непорочных детей и различных видов животных, не выжил никто. Даже главный герой — Николас Кейдж. Избавление людей от немедленной гибели в «Дне, когда Земля остановилось» обошлось режиссеру в 80 миллионов долларов. Уничтожить человечество в «Знамении» оказалось дешевле: уложились в 50 миллионов. Инопланетяне, решая нашу судьбу, могут взять этот факт себе на заметку.
ВАРИАНТ 3: МЕТЕОРИТЫ И СОЛНЕЧНАЯ АКТИВНОСТЬ
На нашу беду, не все пришельцы из космического вакуума обладают ра-зумом. В фильме «Столкновение с бездной» Земле угрожает комета, а в «Армагеддоне» — астероид. Лучшие умы человечества, жертвуя своими жизнями, бросаются навстречу летящим объектам и уничтожают их. Однако против вспышки на Солнце даже они оказываются бессильны. Это доказала картина «2012». Беспощадное разбушевавшееся светило разогрело ядро Земли и привело к глобальному катаклизму. В результате тектонических сдвигов земной коры начались землетрясения, извержения вулканов и гигантские цунами, которые полностью изменили облик единственной разумной планеты Солнечной системы. Однако спасение нашлось: мыс Доброй Надежды, оправдывая свое название, подарил выжившим надежду на строительство новой жизни. Правда, режиссер кинокатаклизма Роланд Эммерих, не пожалевший на конец света 200 миллионов долларов, не пояснил зрителям, готовы ли жители Африки встречать с распростертыми объятиями новых поселенцев своего континента.
ВАРИАНТ 4: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА
Но не все стихийные бедствия являются результатами действий извне: в некоторых случаях люди сами куют свое «счастье». И тогда против них восстает природа. В картине «Послезавтра» человечество накликало себе глобальное потепление: Дели засыпает снегом, Гавайи сносит ураганом, Токио бомбардирует градом, Нью-Йорк сначала накрывает океанической волной, а потом город сковывает льдом. По мелочам досталось и всем остальным участкам планеты. Ученые и метеорологи от души посмеялись над картиной, назвав сюжет «прелестной чушью». К слову, эта чушь обошлась продюсерам в 125 миллионов долларов. Поэтому этот дорогой рекламный социальный ролик взяли на вооружение борцы с глобальным потеплением и цитируют его в своей пропаганде в защиту экологии.
Режиссер М. Найт Шьямалан со своим видением рассерженной человеком природы пока обижен экологами: они не восприняли всерьез его фильм «Явление». Хотя научного объяснения сюжету его картины стоимостью 48 миллионов долларов действительно нет. Почему вдруг все растения — деревья, кусты и трава — взбунтовались против людей и заставили их совершать акты самоубийства, ботаники не знают. Однако то, что зрители после выхода из кинотеатров с опаской глядели на клены в городских скверах, кусты крыжовника на дачном участке и горшки с бегонией на подоконниках, — факт.
ВАРИАНТ 5: ГУБИТЕЛЬНЫЙ ВИРУС
Как и научный прогресс, ведущий к экокатастрофе, достижения в медицине не сулят ничего обнадеживающего для дальнейшего выживания людей. Врачи придумывают новые вирусы для блага, но не всегда обходится без побочных эффектов. По крайней мере, в кино. Фильмы вроде «Я — легенда», «Обитель зла» и «28 дней спустя» (и всего его продолжения) предлагают различные варианты заражения воздушно-капельным путем. И каждый из этих вариантов превращает людей в оголодавших кровожадных зомби, города — в заброшенные развалины, а оставшихся в живых — в отчаянно сражающихся за свое место под все еще светящим, несмотря ни на что, солнцем. Впрочем, шансов у них немного: слишком большие суммы потрачены на их истребление — от 8 миллионов («28 дней спустя») до 150 миллионов долларов («Я — легенда»).
ВАРИАНТ 6: ВОССТАНИЕ МАШИН
Если медиков-вредителей можно остановить, создав антивирус, то с роботами совладать сложнее. Особенно когда в них вложен искусственный разум. Три части фильма «Матрица» с общим бюджетом в 300 миллионов долларов наглядно доказали, как несладко бывает тем, кто решился ему противостоять. Мультфильм продюсерского тандема Бертон—Бекмамбетов «9» и вовсе предложил безрадостный вариант, когда в живых остались лишь вязаные куклы с механическими внутренностями. Что за будущее ждет планету, в этом случае совершенно непонятно. Но недаром говорят, что человек — венец природы. Фильмы киносериала «Терминатор» это показали. После ядерного взрыва, стершего с лица Земли все города и деревни, лучшие представители человечества находят в себе силы бороться с поумневшими машинами. Даже если от их механического лица выступает сам Арнольд Шварценеггер. А бюджет апокалипсиса с момента выхода первого фильма в 1984 году и до последнего в 2009-м составляет почти 500 миллионов долларов.