Много времени прошло с первого выступления в цирке на Цветном в 1880 году. Многое с тех пор изменилось. Благодаря Юрию Никулину в конце восьмидесятых годов прошлого века здание старого цирка было заново реконструировано. И хотя вся внутренняя часть стала более современной, фасад цирка был в точности сохранен, как раньше.
Однако давайте совершим небольшую экскурсию по закулисью Цирка Никулина на Цветном бульваре, или старого цирка, как привыкли называть его многие москвичи.
Как войдешь — налево
Первым делом мы окажемся на репетиционном манеже, где, начиная с раннего утра, тренируются артисты. В отличие от традиционного размера в 13 метров, диаметр этого манежа равен 11 метрам. Впрочем, для репетиций этого вполне достаточно. Здесь нет мест для зрителей, но зато постоянно находится необходимый для артистов реквизит — трапеции, лонжи, тросы, стойки для эквилибра. На этом манеже часто показывают новые номера, подготовленные режиссерами цирка для репертуара или для цирковых фестивалей.
Униформа — очень важная команда рабочих манежа, без которых не обходится ни одно представление. Униформисты располагаются недалеко от двух манежей: репетиционного и основного. Они убирают манеж, выносят реквизит перед номером, помогают артистам во время выступления — подстраховывают, держат лонжу. Униформисты знают техническую основу аппаратов, следят за санитарным состоянием. В основном все униформисты — сами бывшие артисты цирка, которые по возрасту или после травмы больше не выступают, но из цирка уходить не хотят.
Кстати, артисты, которые перестают выступать на манеже, как правило, остаются работать в цирке в самых неожиданных профессиях. Например, на непростой должности инспектора манежа уже полтора года работает молодая девушка, в недавнем прошлом — воздушная гимнастка Гульнара Гибадуллина. Теперь в ее обязанности входит масса организационных вопросов: от распределения артистов по гримерным, размещения животных, планирования репетиций и контроля за униформой до ведения спектакля и обеспечения безопасности во время представления.
— Гульнара, инспектор манежа не совсем женская профессия. Не сложно тебе?
— Мне кажется, называть эту работу не женской — стереотип. Я как раз считаю, что справиться с ней может только женщина, которая ко всему относится более аккуратно и щепетильно. К тому же женщины более трудоспособные. Конечно, школы инспекторов манежа не существует, все приходится постигать на практике. Но я закончила курсы по охране труда. Сначала было трудно, а сейчас я уже втянулась.
— Что самое главное в твоей работе?
— Трудоспособность и любовь к цирку. Я сама из цирковой семьи, мой папа работал в программе после реконструкции в 1989 году, мне тогда было 10 лет. Выступать в Цирке на Цветном — была мечта всей моей жизни. И как раз перед окончанием своей артистической карьеры мне удалось выступить здесь в двух представлениях. В этом цирке мне все близко и любимо.
А теперь — к животным
Нынешняя конюшня — гордость Цирка на Цветном. Просторная (для 28 лошадей), удобная, она может приютить и других животных. Здесь иногда живет верблюд, а также ослик, козы, хорьки и даже собаки.
Рядом с репетиционным манежем расположилось большое помещение в сто двадцать квадратных метров для животных, которое называется «слоновник». Там действительно живут слоны, если они работают в программе. Но также могут встать клетки с тиграми или со львами, бассейны для морских котиков.
Недалеко от основного манежа есть помещение поменьше. Оно предназначается, например, для попугаев, для голубей. По инструкции птицы должны находиться в изолированном помещении. А если птиц нет, то здесь могут разместиться мелкие животные. Например, лисы и кролики.
Чуть дальше живут медведи. Они, кстати, будут выступать в юбилейной программе «Уже 130!» под руководством дрессировщиков Ольги и Виктора Кудрявцевых.
Рядом — специальные мойки для животных, где их моют из шланга или под душем. Тут же — ветпункт, где животным измеряют температуру, делают уколы, а в случае необходимости и процедуры посерьезнее. Именно здесь цирковому медведю Степану сделали сложную операцию на глазах.
Напротив — большая кухня, где готовят еду специально для животных. Здесь все огромное: холодильники в 12 кв. м., морозильники, профессиональные поварские плиты, кастрюли, мойки для посуды, железные столы из нержавеющей стали. Здесь готовят еду для собак и кошек, распаривают овес для лошадей и для верблюдов, варят каши и картошку для слонов.
Все выше и выше
На втором этаже находится пошивочный цех — особое место, где придумываются и шьются костюмы для артистов. Здесь трудятся четверо модельеров-конструкторов одежды, а также художники по костюмам Екатерина Котова и Наталья Чистова, которые приносят сюда свои эскизы. Здесь же поддерживаются в рабочем состоянии костюмы артистов во время работы в программе.
«Искусству циркового костюма, в отличие от исторического или театрального, нигде не учат, — говорит начальник пошивочного цеха Ирина Изотова. — Все приходится постигать на практике. Самое главное — безопасность артиста. В костюме ничто не должно мешать».
Для трехсот штатных артистов цирка Никулина костюмы обновляются постоянно, иногда шьются новые варианты, если артист должен выступать с новым номером или в новом образе. Модные ткани — шелк, бархат, шифон — объединяются с бифлексом — стрейчевым материалом, без которого в костюме циркового артиста не обойтись.
Недалеко от пошивочного цеха расположилась звукозаписывающая студия. Без сомнения, музыка и звуковое оформление спектакля — неотъемлемая составляющая циркового представления и всего цирка. «Внимание, внимание, вот прозвучал первый звонок…», — звучит до сих пор голос Юрия Владимировича Никулина, встречающий зрителей Цирка на Цветном.
«Музыка, будучи по своей природе выразителем эмоционального начала, — говорит начальник службы постановочного звука, главный звукорежиссер Вячеслав Мешалкин, — в единстве с другими видами искусства способна передавать то, что не могло сделать каждое из них в отдельности. Музыка способна из простого циркового номера создать поэму или миниатюрный спектакль с яркими характерами действующих лиц».
Уже много лет музыку для спектаклей пишут несколько композиторов, постоянно сотрудничающих с цирком Никулина, — Михаил Экимян, Денис Гарнизов, Лев Землинский.
В зрительном зале цирка установлены современные акустические системы, управляемые компьютером, а в звукоаппаратной — новые звуковые приборы. Запись звука — очень сложный процесс, своего рода драматургическое решение номеров и общей идеи циркового спектакля. В этой работе обычно заняты композиторы, музыканты, артисты, звукорежиссеры и инженеры.
Почти под куполом
На самом верху, почти под куполом цирка, находится световая аппаратная. Здесь расположены пульты управления светом, светодиодными экранами, лазером, механическими устройствами манежа, если нужно, например, поднять или опустить барьер, отсюда поступают команды осветителям, а во время подготовки спектакля разрабатывается и записывается на компьютере программа для светового оформления номеров и сцен программы.
«Световое оформление — это очень важная составляющая программы, — говорит художник по свету Елена Тарасова. — Свет, который выстраивается на номер, должен быть не только красивым, но и удобным для артиста. Иногда у нас бывают споры с режиссером — ему видится одна картинка, нам — другая, и тогда экспериментальным путем стараемся прийти к согласию. Бывает так, что номер, который разыгрывали в программе одного режиссера, затем оказывается в программе другого, и тогда мы полностью меняем световое решение».
Несмотря на то что все изменения света в программе записываются на компьютер, художники, осветители и инженеры всегда находятся на своих местах во время спектакля. Иногда артист повторяет трюк, иногда аплодисменты задерживают выход следующего номера, иногда кто-то из животных тормозит или, наоборот, убыстряет действие. Необходимо вовремя сориентироваться, чтобы нужный свет вспыхнул в нужную минуту. В общем, без света спектакля не будет!
Юрий Никулин
Неизвестно, мог бы коллектив Цирка на Цветном праздновать сегодня юбилей, если бы двадцать два года тому назад его директор Юрий Владимирович Никулин не добился полной реконструкции здания. Благодаря его усилиям Цирк на Цветном, можно сказать, родился заново.
Последнее представление, которое состоялось 13 августа 1985 г. в старом цирке, заставило плакать всех зрителей. Ведь после этого здание было сломано. За четыре года, только благодаря Никулину и его невероятным усилиям, был построен новый старый цирк на Цветном бульваре. Зрителей встретили знакомый фасад, лошади над входом и старинные чугунные фонари. Все было воссоздано точно, как прежде.
Будучи директором цирка, Юрий Никулин не только дал второе рождение зданию. Внутри цирка он создал совершенно неповторимую атмосферу радости, творчества, доброты. Сотрудники шли на работу с удовольствием и, войдя в цирк, первым делом спрашивали друг у друга: «Дед здесь?». «Дедом» называли Никулина.
А зрители, приходя в цирк, очень надеялись увидеть Никулина перед началом представления. Он нередко выходил и приветствовал публику. Довольно часто (чаще, чем это допустимо в солидном учреждении) зрители прорывались за кулисы и приходили прямо в его кабинет, дверь которого была всегда открыта. Никулин никому не отказывал во внимании. Помогал, чем мог. Кому лекарствами, кому с жильем. Давал деньги, понимая, что никогда не получит долг обратно. Вокруг цирка образовался огромный круг — бывших, пожилых артистов; молодых, начинающих; людей, не связанных с цирком, но благодаря Никулину полюбивших это искусство. Цирк на Цветном снова стал тем местом, куда стремились попасть очень многие.
Музей-гримерная Юрия Никулина и Михаила Шуйдина воспроизведена почти что в первозданном виде. Также стоят гримерные столы, висят артистические костюмы, стоит патефон, кофр для реквизита, небольшой диван. Попасть сюда можно только по особому разрешению или, купив экскурсию по цирку.
Кстати, во время экскурсии можно заглянуть и в кабинет
В цирке есть интересная традиция — начиная новый сезон, артисты и сотрудники поднимают тост за представление, за его участников, за цирк. И обязательный тост за Никулина пьют всегда чокаясь. Юрий Никулин остается живым для всех.
Заслуженная артистка России, дрессировщица собак Асият Шюнхайт: «Наверное, меня можно назвать одной из самых старших артисток. В общей сложности я выступаю на манеже 43 года. Сначала работала на канате, а сейчас — с собачками. За это время объездила все цирки России, много работала за границей, но такого удобного здания, как Цирк на Цветном, нигде не видела. Не выходя из этих стен, можно решить все вопросы: сшить костюм, изготовить реквизит, договориться о контракте на работу, решить технические вопросы, пообщаться с друзьями. Здесь прекрасные гримерные для артистов, с отдельным душем, здесь тепло, светло и очень уютно. Почти двадцать лет я работаю именно в этом цирке и каждый раз не устаю поражаться той доброжелательной атмосфере, которая существует уже много лет. Она возникла благодаря Юрию Никулину и сохраняется до сих пор. Я думаю, его Дух хранит нас».
Уже который год Цирк на Цветном собирает полные залы, не оставляя зрителей равнодушными. «О том, нравится программа или нет, я узнаю от билетеров, — говорит Максим Никулин. — Когда зрители выходят после окончания представления, они всегда делятся эмоциями между собой, а билетеры все слышат». Кроме этого в директорской ложе лежит книга отзывов. Оставляя свои впечатления, многие зрители пишут: «Мы пришли сюда, потому что не можем представить себе — как можно прожить год, не посетив Цирка на Цветном!».