— За последние 20 лет московская семья сильно и быстро изменилась, — рассказывает Павел. — Если вернуться к истории, дворянские и крестьянские семьи, те, которые были до революции, в ХХ веке сменились совсем новым типом — советской семьей. В ней воспитывали двух-трех детей, не больше, как было принято раньше. Бабушка и дедушка жили вместе или где-то поблизости, занимаясь воспитанием внуков. В постсоветской семье мы уже видим лишь одного ребенка. (Если брать демографические показатели и округлять их, то получится единица. То есть в семье скорее один, чем два ребенка, или детей нет вообще.)
Нас подвел квартирный вопрос
Отсутствие ребенка, или откладывание его рождения на более поздние сроки, когда «молодые встанут на ноги», еще в недавнем советском прошлом было немыслимо. В 80-е годы к 30 годам не иметь детей для женщины было очень странно, объясняться такое могло лишь каким-то медицинским недугом и вызывало сочувствие окружающих. Ныне это норма. Причем сейчас люди сознательно не заводят детей, у них другие приоритеты. Рождение ребенка может отложиться и до 40 лет или навсегда. В первую очередь это касается женщин, потому что они — основа семьи.
Что касается мужчин, то ситуация не сильно отличается от того, что было в СССР. Ответственность за семью у мужчин намного меньше. В Советском Союзе было сильно влияние строгих социальных ценностей, которые предписывали иметь семью, детей, работу. Сейчас этих ценностей нет. Человек получил выбор.
Москвичи предпочитают не ограничивать свою свободу. Любопытно, что, по итогам переписи населения 2002 года, в России замужних женщин оказалось на 600 тысяч больше, чем женатых мужчин. Женская логика ясна: живем вместе — значит, замужем.
Ранние браки чаще всего случаются в случае беременности девушки. По анализу данных переписи 2002 года, около 50% женщин вступают в брак беременными. Проследить это можно, сопоставляя даты регистрации брака и регистрации рождения ребенка. То есть в половине случаев официальный брак заключается ради ребенка, чтобы он получил желаемый статус в обществе. Брак стал следствием появления детей. Иногда родители заставляют молодого инфантильного мужчину, еще не вышедшего из детского возраста, находить себе жену согласно своим стереотипам. Но в таком случае они берут содержание молодой семьи на себя.
В ином же случае необеспеченные молодые люди, которых большинство в Москве, создавать семью не торопятся, а дети у них появляются после 25 лет. К этому времени молодой москвич уже закончил вуз, нашел стабильную работу, начал делать карьеру, появились свободные деньги, и он может позволить себе подобную роскошь. 69% молодых семей в России живут за чертой бедности.
Возможно, ближе к тридцати москвичи уже смогли решить жилищный вопрос — сегодня он один из основополагающих в принятии решения родить ребенка. В СССР молодой человек мог пойти работать на крупное предприятие и знать, что через какое-то время он получит квартиру. В соответствии с определенными нормами, при рождении ребенка сотруднику предоставлялась жилплощадь.
Мой дед проработал 50 лет на теплоэлектростанции, когда мой отец женился, то молодая семья получила дополнительную комнату. Когда родился мой старший брат, предприятие выделило отдельную квартиру. Такими социальными гарантиями ситуация сильно смягчалась. Сегодня 44% молодых людей, вступающих в брак, собираются жить со своими родителями, причем 37% опрошенных «забыли» предупредить их об этом.
Экономика семье во вред?
Сильное негативное влияние на демографическую ситуацию оказывает и работодатель. Женщине с ребенком значительно сложнее устроиться на работу, чем без. Как сложнее и замужней, чем незамужней. В первом случае работодатель предполагает, что в браке скоро появится малыш, а значит, сотрудница на некоторое время выпадет из процесса, понадобятся дополнительные расходы на ее социальное обеспечение — пособие. Работодателю выгодно эксплуатировать сотрудника за счет его личной жизни, жизни его детей, за счет общества. Этот паразитический подход экономически оправдан и на него соглашается большая часть москвичей.
Отсутствие социальных гарантий, давление работодателя, да и «немодность» иметь детей ведут к уменьшению количества коренных москвичей.
В последние годы пошел прорыв в демографической политике страны. Проблема была осознана: люди не женятся и не рожают. Начали пытаться что-то изменить экономическими мерами: материнский капитал, увеличение пособий. Но, несмотря на эти меры, молодые люди находятся в значительно худшей ситуации, чем в СССР. Однако демография — это не экономика, люди женятся и рожают детей не потому, что им это выгодно. Поэтому давать деньги и думать, что только из-за этого все теперь начнут жениться и рожать, — очень наивно.
Самые развитые страны — экономически, технически и так далее — имеют самую плохую демографическую ситуацию. Достаточно сравнить количество детей в семье в богатой Европе с нищей Африкой, Азией, Латинской Америкой. В Европе идет отказ от семьи, от детей, идеология индивидуализма — человек должен жить, как он хочет. Общие, коллективные ценности утратили свое значение. А человек, безусловно, заводит семью, рожает детей под влиянием общества и чтобы его продолжить. Так что одними лишь экономическими мерами решить демографическую ситуацию нам не удастся.
Чаще заводят семью и рожают детей люди с низким доходом. Есть многодетные семьи, малообеспеченные, но в них нет тех проблем, которые пугают молодежь. Рождается ребенок, и средства находятся под него, а не заранее. Исследования показывают, что кто рано женится и рожает детей, делают более успешную карьеру и лучше зарабатывает. У них есть стимул. Особенно для женщины ребенок — сильная мотивация. Начиная с 90-х годов, растет количество детей, рожденных вне брака. Если в 1991 году таких детей было 16%, то в 2007-м — уже 28%, почти треть новорожденных на всю страну.
Немцу хорошо, а русскому?
Решение иметь детей определяет принадлежность человека к обществу и наличие в этом обществе жестких ценностей: что хорошо и что плохо, что морально, что нет, что должно или можно делать. В советском обществе эти ценности были, человек мог от них отклоняться, но тогда он получал негативную реакцию от общества: исключался из вуза, комсомола, соседи смотрели косо
Дети сами по себе считались ценностью самой большой в жизни, а не чем-то, за что должны дать капитал или помощь. Дети — это возможность бессмертия, продолжение себя в жизни, в истории. В архаическом обществе, из которого вышли все, в том числе и наше, есть представление, что внук — это переродившийся дед. Внуку часто давали имя деда.
В Москве консервативных ценностей — коллективизма, патриотизма, морали — придерживаются порядка 60% молодых людей, 40% выбирают личную выгоду в ущерб морали, справедливости. В регионах «консерваторов» гораздо больше, как и среди приезжих в столице. Мы не нашли ни одного чеченца, которой бы придерживался подобных ценностей. «Захочу — будут семья, дети, не захочу — нет» — для них подобные рассуждения немыслимы, хотя в Москве некоторые себя ведут достаточно вольно. Их ценности не распространяются на тех, кто их не признает.
Недавно мы проводили исследование ценностей, которые пропагандируются молодежными СМИ, консервативных среди них практически нет, сплошь индивидуальные. Как на Западе, но так мы можем дойти до абсурда. Так, в Голландии пытались зарегистрировать политическую партию педофилов — подразумевается, что это личная свобода и право человека предпочитать детей. Можно ли представить себе подобное в нормальном обществе? Гомосексуализм стал не просто нормой, а чем-то позитивным. Известно, например, что компания «Гугл» с особым вниманием относится к сотрудникам-геям, это соответствует идеологии фирмы. Все крупные, заметные СМИ выдвигают весьма «либеральную» идеологию. Так, на страницах журнала для школьников обсуждается, во сколько лет надо лишаться девственности, не поздно ли в 16? В 18 лет студентка, а еще девственница? — отклонение от нормы. Существует огромное количество программ по планированию семьи, контрацепции, которые поставляют западные фонды. «Рождение ребенка осуждается. Как ты можешь жить для кого-то, а не для себя?» Уже нет представления о том, что ребенок — дар. Консервативные ценности же транслируют зачастую только религиозные СМИ.
Опросы молодежи показывают, что москвичи ориентированы на несколько браков. По статистике, повторных браков регистрируется 25%. «Любовей может быть несколько».
Остается надеяться, что показатели нынешней переписи будут более оптимистичными, тогда социологи смогут составить новый семейный портрет.
ПРОГНОЗ
По прогнозам Госкомстата, к 2016 году население страны сократится на 11,6 миллиона человек. По данным переписи населения 1989 года, доля населения в возрасте моложе 15 лет составляла 24,5%, населения старше трудоспособного возраста — 18,5%, по данным переписи 2002 года, соответственно, 18,2 и 20,5%, то есть почти с точностью до наоборот. Рождаемость не увеличивается. Если посмотреть на графики 90-х, то с каждым годом она все ниже и ниже. К 1999 году процесс стабилизировался — ниже было уже некуда, рождаемость упала в два раза, то есть в этом поколении общество сократилось вполовину.
ЦИФРЫ ВЕЩЬ УПРЯМАЯ
В 1980 году в СССР было 10,6 брака и 4,2 развода на 1000 населения. Во время перестройки появилось множество новых причин для разводов. В 1994 году на тысячу населения приходилось уже 5 разводов, но и жениться стали меньше, 7,4 в том же году. В начале 2000-х годов количество вступающих в брак увеличилось, как и рождение детей. Отчасти это связано со вступлением в бракоспособный возраст многочисленного поколения середины 1980-х, когда был высокий уровень рождаемости — результат борьбы с пьянством и подаренных Горбачевым надежд на «светлое будущее», а отчасти это «отложенные» браки и дети. Те, кто не родил и не вступил в брак в 90-е из-за нестабильности ситуации, почувствовали некоторую уверенность в будущем с приходом Путина. Сегодня же многие утратили эту уверенность. Уровень разводов сегодня колеблется, но стабильно высок, около 5.