Честно признаться, осталась я без мобильника не по собственной воле. А по злому умыслу московских грабителей — они вырвали у меня аппарат прямо из рук. Я была так поражена и расстроена, что некоторое время (примерно неделю) не находила в себе моральных сил пойти в офис сотовой компании восстанавливать сим-карту. Да и аппарат новый нужно было купить. Так или иначе, но по истечении той недели я почувствовала некоторые изменения в стиле жизни и даже в своем самочувствии. И уже добровольно продолжала оставаться, что называется, «Не алле!». Зато стала скрупулезно записывать в конце дня свои ощущения.
* * *
…Вот уже неделю я без мобильника. Перестало казаться, что где-то звонит телефон (ну, знаете, синдром звонка, когда все время прислушиваешься, не тебя ли вызывают?). Только сейчас поняла, насколько раньше это отвлекало меня за рулем. Все-таки не зря ГАИ штрафует за разговоры по телефону в процессе управления машиной. Кстати, меня не раз за это наказывали. Зато поймала себя на мысли: а что, если я попаду в аварию или что-нибудь сломается? Я же даже не смогу никого вызвать на помощь! Но паника длилась недолго — кругом же люди! Кто-нибудь обязательно даст позвонить.
* * *
…На второй неделе муж стал меня ревновать: «Не понимаю, где ты бываешь и с кем?! Телефона у тебя нет, дозвониться нельзя»…
…Благодаря засилью альтернативных средств связи в мире наметилась тенденция — люди стали меньше встречаться вживую, зато больше созваниваться. А я вот ехала сегодня с работы мимо дома подруги. Рука потянулась к сумке за телефоном. Ой, а его-то нет! Решила заехать так, без предупреждения. Стали терзать сомнения: вдруг ее нет дома? Или я не вовремя? Эх, сейчас бы позвонить! Ну уж нет, мы ведь русские люди, а то у нас из-за этих мобильников уже, как у англичан, стало плохой манерой приходить в гости без предупреждения. Заехала. Получился отличный сюрприз.
* * *
…Сегодня пропустила пресс-конференцию. Просто из-за того, что мне не смогли дозвониться и пригласить. Это, конечно, обидно. И вообще, на работе меня не понимают — ведь без мобильника нет никакой оперативности… Сколько я еще мероприятий пропустила за этот месяц — неизвестно.
* * *
…Попала в нелепую ситуацию. Приехала на интервью, и оказалось, что в здании пропускная система, а пропуск на меня не выписан. А я, даже не подумала обсудить этот момент заранее! Охранник отказался дать телефон. Вышла на улицу, стала к прохожим приставать: «Дайте, пожалуйста, телефон. Мне нужно срочно позвонить». Все с каменными лицами проходят мимо. Вот тебе и «кругом люди». В итоге на мою просьбу откликнулся подросток, и то после того, как я ему пообещала за разговор 50 рублей. Да, такого тарифа даже на заре мобильной эры не было. Итог — опоздала на интервью на целы× 20 минут.
* * *
…Пришлось найти все свои старые записи и блокнотики. Раньше-то все самые необходимые телефоны в мобильном были записаны. Некоторые номера пришлось восстанавливать через друзей-знакомых. Опять же это было не просто — ведь сначала надо было и их телефоны выяснить. Конечно, это сильно тормозило рабочий процесс. Зато теперь, что бы ни случилось, у меня все адреса и телефоны продублированы в нескольких местах.
* * *
… Многие стали сами находить меня через родственников. Больше всего мужу досталось. Он каждый вечер приходил и докладывал: «Тебя искал тот-то. А этот просил срочно перезвонить». Да уж, хорошая срочность, когда на часах уже 21.00. И вообще, понятие срочности где-то на 3-й неделе ушло из моей жизни совсем. Теперь все встречи и звонки я планировала заранее и все успевала. А непредвиденные дела и, как их еще называют, «накладки» обходили меня стороной. И это, скажу я вам, очень удобно…
* * *
…Плохо без телефона было по вечерам. У меня в нем было столько книжек закачано. Я их перед сном читала. Дома, оказалось, у меня совсем нечего почитать.
Зашла в книжный, взяла пару произведений — 1000 рублей не стало. И опять же в кровати не почитаешь — мужу свет мешает, дочка начинает ворочаться. И еще одно неудобство — я осталась без будильника. У меня, конечно, есть старый механический. Но он, естественно, без функции повтора сигнала. Пару раз в детский сад проспали…
* * *
…Где-то по истечении 2-й недели поняла, что у меня стала реже болеть готова. Вечером больше сил. И какая-то я стала спокойная, неторопливая. Сестра моя первая на это обратила внимание. И сказала, что отсутствие телефона мне к лицу. А то раньше у меня было лицо к телефону.
* * *
…Интересно реагировали окружающие на мой добровольный отказ от мобильного телефона. Кто-то говорил: «Молодец! Я вот тоже хочу хотя бы недельку от него отдохнуть». Или: «Да, круто! Я вот когда телефон дома забываю, так спокойно день проходит». А некоторые недоумевали: «Ты еще электричество в квартире отруби!» Причем больше всего возмущались представители старшего поколения. Они, я сделала вывод, больше молодежи привыкли к техническим новинкам. Так или иначе, но ближе к концу месяца свекровь сама купила мне телефон, сим-карту и со словами: «Я от ваших выкрутасов вся как на иголках», — вручила мне «подарок».
В ходе эксперимента я поняла, что в принципе жить без мобильника современному активному человеку можно, но исключительно за счет телефонов других людей и других средств связи. Но вообще без связи сейчас никак. Так что мобильные операторы могут быть спокойны за свой бизнес. Я же все-таки стала меньше разговаривать по сотовому. Отключаю его вечером, приходя домой. На выходных. И иногда отметаю желание позвонить кому-нибудь «просто поболтать». Потому что, клянусь вам, стала чувствовать, как через мой мозг проходят радиоволны. И для себя точно решила — в отпуске буду вообще отказываться от телефона.
ЧТО ГОВОРЯТ УЧЕНЫЕ:
Вклад устройств мобильной связи в общую электромагнитную нагрузку населения оценивается в России общим значением 70%. В целом же масштабы электромагнитного загрязнения среды стали столь существенны, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила эту проблему в число наиболее актуальных для человечества.
Ученые и медики подтверждают: наш организм «откликается» на электромагнитное излучение (ЭМИ) мобильника. Испытания, проведенные в лабораториях на животных, дали удручающий результат. Вследствие воздействия ЭМИ у несчастных подопытных образуются опухоли (как доброкачественные, так и злокачественные). В ряде стран уже бьют тревогу и вводят строгие запреты. Например, в Швейцарии и Великобритании детям до 6—8 лет пользование мобильными телефонами запрещено. Роспотребнадзор тоже не рекомендует несовершеннолетним детям пользоваться сотовой связью из-за вредного воздействия ЭМИ на головной мозг растущего ребенка.
Заместитель председателя Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, кандидат биологических наук Олег ГРИГОРЬЕВ предупреждает: «В первую очередь мобильники провоцируют нейродегенеративные расстройства и функциональные расстройства центральной нервной системы. По сути, это начальные стадии так называемой радиоволновой болезни».
КАК СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ ЭМИ, ИСХОДЯЩЕГО ОТ ТЕЛЕФОНА:
1. Самый верный способ — полностью отказаться от мобильника. Но это могут себе позволить далеко не все. Так, Кира Найтли, звезда «Пиратов», призналась, что ненавидит, как говорить по телефону, так и сами мобильники и часто просто игнорирует звонки. Харрисон Форд — «Индиана Джонс» вообще призывает отказаться от мобильников и электронной почты. Среди российских противников мобильной связи замечен продюсер Игорь Матвиенко, он неоднократно об этом заявлял.
2. Не носите телефон в кармане! Чем дальше аппарат от тела, тем меньше интенсивность облучения. По этой же причине мобильные телефоны не стоит класть под подушку или рядом с кроватью.
3. Дождитесь соединения, прежде чем подносить телефон к голове! Самая высокая интенсивность ЭМИ именно в момент посыла вызова.
4. Чем короче разговор — тем лучше. Разговаривать непрерывно рекомендуется не более 3—4 минут.