Когда я пошла учиться, кроме меня, в классе не умел читать никто. И ничего. К концу первого класса все выровнялись и школу кончили за 10 лет умеющими читать и считать. И уж точно — мы были не глупее нынешних выпускников.
Но сейчас, сидя возле песочницы с другими мамами, я понимаю, что роскошь — просто отправить ребенка в первый класс — уже не пройдет. Так думать — просто безответственно. Сегодня я должна подготовить дочь сразу к пятому классу!.. Ну ладно-ладно, преувеличиваю. Потому что нервничаю. Но это когда-то ребенок приходил в школу, чтобы учиться. Сегодня я готова к тому, что школа будет кокетничать и просить ребенка показать какой-нибудь фокус. И скорее всего — это будет умение бегло читать.
Я не помню, кто учил читать меня. Наверно, просто время пришло, кто-то что-то подсказал, чтобы не приставала, и в пять лет я уже сидела с яблоком за русскими народными сказками. Сестра, по домашней легенде, научилась читать по этикеткам на бутылках. Молочных, допустим. То есть, ее точно никто за букварь не сажал. Но уже заканчивая садик, она сидела на лестном центральном стульчике посередине группы и читала нравоучительные книжки другим детям на радость воспитательнице.
Никто не сидел и не нудел над нами за год и даже больше до школы: «Не Мэ и А, а М-м-м и А-а, и вообще — МАААА! Ну! Скажи слитно! Да не МЭ!». Потому что все были уверены: к четырем прибавить два, по слогам читать слова учат в школе, и так далее три раза. И потому были расслаблены. И получалось чудо — кто хотел читать, наступало время — и он научался сам. Кто не хотел — учился в школе, но школа претензий к нему не имела.
Сейчас родители меньше всего смотрят на то, готов ребенок к чтению или нет. Надо, батенька. «До школы всего ничего осталось! А ты еще ничего не умеешь! Ты не пройдешь ТЕСТ!». И начинается… Я не обобщаю — я сужу по себе. Потому что до школы на самом деле всего два года, я в дочкины годы уже «Метель» Пушкина читала (тоже по домашней легенде), а все окрестные школы на тестировании сразу подсовывают книгу потолще. И несмотря на то, что я прекрасно понимаю, насколько важно дать ребенку психологически дозреть до чтения, начинаю ее изводить «Букварем». И это ей еще повезло, что у нее мама ленивая. Другие мамы вихрем носятся по городу в поисках наиновейших развивающих занятий с единственным вопросом: «А там учат читать?» У них только одно требование к садику — «он должен готовить к школе!» (А к чему именно? К муштре? К нудным учебникам? К политизации? К семи урокам в день?) Они хищно скупают стопки учебников для дошколят. (Я видела в магазине за две тысячи рублей пособие «Чтение от 6 месяцев». Очередь за ним не стоит, но исключительно из-за цены.) А идея за этим одна — раз школа требует от ребенка навыка чтения, значит, кто-то в городе должен этот навык ему дать.
Потому что мы, родители сделать этого, не травмируя ребенка, почти не в состоянии…
Потому что учителей учат учить читать, извините за чеканку. А я могу только привить стойкое отвращение. Ну не мое это! Как говорит моя коллега Ольга: «Я его научу читать. Он у меня читать будет, — с угрожающей интонацией. — Но будет ли он потом любить книги?» Другая коллега просто орет по телефону на сына-дошколенка: «Приду — и будем читать! Через не хочу!»
Это только со стороны кажется, что мы — родители — такие неумехи, не можем научить простейшему действию. Но вот столкнулся бы этот сторонний наблюдатель с каменно насупленным ребенком, который не может элементарного: сказать не мэ и а, а ма. «Господи, ну я же могу! Это же так просто! Ну что непонятного? Я пришла с работы, у меня мало времени, надо еще с тобой погулять, почитать тебе же, ну скажи МА!» В ответ хрестоматийное: «Я не понимаааю!»
Я боюсь ее сломать, я боюсь привить ей страх к чтению и учебе. Но у меня нет гувернантки. И все, что у меня есть, — это 15 минут перед сном.
«Неси букварь!» — «Я не понимаю!» — «Сэээ и А, Мээээ и О…» «Я не понимаааю!»
Одно утешило — вчера в программе телепередач я искала какой-нибудь детский фильм вроде «Мамы» или «Красной Шапочки» (не нашла, разумеется, ничего даже похожего), она подошла, всунула мордочку под руку и важно ткнула в название фильма «Мимино»: «Мэ и И — МИИИИ». Вот так, глядишь, за два-то года, да если без букваря…
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, д. м. н. Марина СТЕПАНОВА:
— Для поступления в школу умение читать не является обязательным: по закону учить — прерогатива школы, а не родителей. Тем не менее к 1-му классу многие дети читать умеют. А кое-кто — даже бегло, и многие психологи оценивают это положительно.
Умение читать позволяет ребенку быть более успешным в начальной школе, и не только на уроках чтения: беглое чтение — залог успешного освоения всех школьных премудростей. Взять, к примеру, математику. Способность соединить буквы в слова и понять их смысл позволяет быстрее понять условия задачки, а затем и решить ее. Ребенок же, не умеющий толком читать, тратит все свои силы на то, чтобы одолеть текст, а сил на решение у него не остается.
Главное не забывать: темпы развития у всех детей разные, а потому и обучение чтению — вещь очень индивидуальная. Если ребенок тянется к этому, легко схватывает объяснения, никакого греха в том, чтобы научить его читать, нет. Если же малыш не хочет или не может читать, учить его насильно ни в коем случае нельзя — это прямой путь к формированию отвращения к учебе. Лучше попытаться сделать это исподволь. Например, выучить букву «М» не по букварю, а на прогулке — возле метро. Или вообще подождать, пока ребенок дорастет, «дозреет» до самостоятельного чтения — в крайнем случае этот навык позже сформирует школа. Лучше не делать ничего, чем поторопиться и отвадить ребенка от чтения на всю жизнь!
ВНИМАНИЕ!
При зачислении в первый класс общеобразовательной школы в соответствии с законом «Об образовании» школьная администрация не имеет права требовать от ребенка умения читать, писать, считать, либо каких-то иных навыков. Более того — нельзя требовать и наличия регистрации в близлежащих домах. Законным основанием для отказа в зачислении может быть только отсутствие в школе места. Обо всех нарушениях можно пожаловаться в окружное управление образования, либо на «горячую линию» городского Департамента образования — ее номер ко времени зачисления первоклассников будет вывешен на официальном сайте департамента www.mosedu.ru.