— Роберт, в основу фильма «Мачете» лег поддельный трейлер к картине «Грайндхаус: Планета страха». Как так вышло?
— Да, действительно, все началось с того, что я сделал поддельный трейлер. Хотя идея этого проекта возникла еще шестнадцать лет назад во время съемок фильма «Отчаянный», когда я впервые повстречал Дэнни Трехо. С тех пор мы говорили с ним об этом бесконечное количество раз. Дэнни все канючил: «Когда мы сделаем „Мачете“? Ну когда?». И когда мы сделали этот ролик к «Планете страха», я подумал: «Ну вот и ладненько. Наконец отделался». (Смеется.) Но не тут-то было. Сначала меня стали атаковать фанаты, которых этот фильм стал интересовать даже больше, чем продолжение «Города грехов». А потом и сам Трехо начал обрывать мне телефон, пока однажды я не плюнул и не сказал: «О’кей, Дэнни, будет тебе твой фильм».
— И что же такого в Дэнни Трехо вас привлекло?
— Когда мы снимали «Отчаянного» в каком-то мексиканском городишке, никто не знал, о чем этот фильм и кто главный герой. Но все люди вокруг просто не давали Дэнни проходу. Особенно когда видели его в костюме с ножами. Ну и, конечно, его лицо. Прохожие даже представить не могли, что звездой фильма может быть кто-то другой, тогда как роль у Дэнни была мизерная. Тогда-то я подумал, что нужно создать героя латиноамериканского происхождения. Сделать Дэнни мексиканским Клинтом Иствудом. Дело в том, что в голливудском кино жанра экшн до этого момента каких только идей ни эксплуатировалось: от черной и китайской до Ван Дамма и иже с ним. Но редко когда героями становились латиноамериканцы. Из Мексики, например. Так что я называю это явление «Мексплуатацией».
— В чем это явление заключается?
— Я хочу, чтобы эффект от моих картин был сродни тому, что происходило со мной после просмотров фильмов Джона Ву. Они так чертовски клево сделаны, что когда я их смотрел, то и сам хотел быть китайцем. Джон Ву и Чоу Юн-Фат и их «Круто сваренные» и «Убийцы на замену» — вот кто вдохновил меня на создание чего-то подобного, но в Латинской Америке.
— А почему вы персонажей Дэнни Трехо в своих картинах называете как холодное оружие: наваха или мачете?
— Как-то так получилось. Он Мачете в этом фильме, а также в «Детях шпионов» и «Планете страха». Наваха — в «Отчаянном». Кучилло — в «Хищниках». (Оба слова в переводе с испанского обозначают «нож». — «МКБ»). Чарли-бритва в «От заката до рассвета». Короче, ходячая кухонная утварь, а не человек. Я так ему и говорю: «Приготовься, скоро и до столового ножа дойдем». (Смеется.)
— Но прежде чем дать Трехо главную роль, вы снимали его лишь в эпизодах. Почему?
— Да, он сыграл достаточно небольших ролей в моих фильмах. Просто когда мне нужен был какой-нибудь необычный персонаж, Дэнни идеально подходил. У него огромная харизма. Помню, во время съемок «От заката до рассвета» я увидел его с дочкой. Это сочетание маленького прекрасного создания и Дэнниной физиономии меня просто потрясло. И тогда я подумал: «Ну вот, теперь придется подыскивать для этого парня роль еще и в семейном фильме, потому что он прекрасно ладит с детишками». Так он попал в «Дети шпионов».
— Зато теперь у Трехо на подмоге такие звезды, как Роберт Де Ниро, Джессика Альба, Мишель Родригез, Стивен Сигал…
— Поначалу многие удивлялись, зачем нужна такая смесь знаменитых актеров. Но я считаю, что каждый из них находится на своем месте. Да и с кастингом у нас получилось довольно легко. У Роберта Де Ниро, когда он получил сценарий, был недельный отпуск. Так что он решил приехать и посмотреть, что происходит. И снялся заодно. А с того момента, как все узнали, что в фильме Де Ниро, от актеров не было отбоя. Все рассуждали: «Ага, там снялся Де Ниро, значит, и мне там нужно быть». Дэнни, кстати, в фильме «Схватка» умирает от пули Роберта, хоть и по собственной просьбе. Да и Стивен Сигал пару раз убивал Трехо в своих боевиках. Так что у Дэнни была возможность поквитаться, и он оттянулся по полной в нашем фильме. (Смеется.)
— Вы планируете сиквел к «Мачете»?
— Давным-давно, когда мы начали обсуждать идею этой картины, самыми забавными были разговоры о сиквелах. «Мачете выходит на охоту», «Мачете выходит на охоту снова»,